Пасхальное письмо-мольбу, посвященное украинскому церковному вопросу, направил Вселенскому Патриарху Варфоломею и Предстоятелям Поместных Православных Церквей иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим. Текст документа был опубликован на сайте Кифирской епархии 2 мая 2019 года, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на сайт ОВЦС УПЦ.
В своем послании митрополит Серафим говорит об угрозе всеправославному единству, возникшей «по причине, которая не принесла пользы и держит в напряжении и обострении, — серьезнейшей экклезиологической проблемы способа предоставления автокефалии тем, кому она была предоставлена в государстве Украина».
Иерарх считает, что «для решения острой проблемы разделенного украинского народа и нынешних широких гонений против канонической Православной Украинской Церкви» необходимо провести Всеправославный Собор.
«Если же по разным причинам собрание Всеправославного Собора является сложным, то пусть соберется соборно, в Духе Святом, каждая Поместная Автокефальная Церковь [и] проведет неспешное и умеренное голосование, после которого каждый Предстоятель пусть передаст результат и решение собора своей Церкви во Вселенский Патриархат», — предлагает митрополит Серафим.
Только в Духе Святом, без вмешательств и давлений, «возможно решить боголюбезно и богоугодно это горячий вопрос», считает иерарх Элладской Церкви.
Ниже текст письма приводится полностью.
Пасхальная мольба и искренние пожелания
Ваша Всесвятость и Блаженнейшие Святейшие Предстоятели Автокефальных Православных Церквей, Высокопреосвященнейшие Архиепископы и Высокопреосвященнейшие братья Митрополиты
Благословите
Со дня моего избрания и хиротонии, Божией милостью, во Епископы и Митрополиты Кифирской кафедры, согласно традиции, которая всеправославно принята и освящена, и совершена известным и славным Герондой моим Иерофеем, Митрополитом Идрским, Спецким и Эгинским, ежегодно на праздники Богоявления Христа и Святой Его Пасхи отправляю я смиренные поздравительные слова свои к вам, Святейшим Предстоятелям Поместных Автокефальных Божиих Православных Церквей и другим Первоиерархам, Высокопреосвященнейшим Митрополитам, прося ваших богочестных пожеланий и молитв о моей смиренности и Богом мне данной Христовой пастве.
В этом году, ввиду наступающих Божественных и спасительных для всего мира Пасхальных праздников, считаю насущным и необходимым направить от сердца и в глубоком смирении и скромности свою Пасхальную мольбу и искренние поздравления ко всем Вам, как последний и наименьший среди епископов, не имея совсем целью кого-то поучать, но чтобы вместе задуматься и всем подвизаться в молитве[1] в это последнее и критическое время, когда под угрозой и в опасности единство в Духе Святом, единомыслие и сосуществование всех Святых Божиих Церквей, составляющих единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, по причине, которая не принесла пользы и держит в напряжении и обострении, — серьезнейшей экклезиологической проблемы способа предоставления автокефалии тем, кому она была предоставлена в государстве Украина.
Из-за серьезности и чрезвычайной широты этого горячего украинского канонического и экклезиологического вопроса, влекущего за собой страшные канонические последствия для всей православной христоименитой полноты для всех концов света — из-за чего и выходит за пределы одной поместной церковной юрисдикции — попробую коротко, достигнув апогея ожидания, «истинной любовью»[2], несмотря на личности людей, но как поставленный пред Богом, изложить свое наименьшее свидетельство и горячий призыв.
Всех нас объединяет значимая и очень важная Архиерейская молитва Господа нашего Иисуса Христа перед Его крестными страданиями, которая была вознесена к Богу и Отцу, и в течение которой на коленях молился Сам Великий Архиерей: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едины, как и Мы»[3]. Начальник веры и нашего спасения наставил двух родных братьев и Своих учеников, просивших почетное место, сказав им: «кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будем вам рабом»[4]. Божественный Учитель смиренно «взяв лентий, опоясался... и начал мыть ноги ученикам (и сказал) если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, так и вы должны умывать ноги друг другу»[5]. И унизив Себя и показав крайнее смирение «оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его»[6].
Вожделенна эта высшая и непревзойденная жертвенная Божественная любовь и крайнее смирение Владыки всех Иисуса Христа, чтобы наполнить, совместить и всколыхнуть наши архиерейские сердца так, чтобы в мудрости и благоразумии и великой благодати почувствовать сверхъестественную и желаемую ту Архиерейскую молитву: «чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»[7] в настоящее кризисное время испытания единства всего святого и священного Тела Святейшей Православной нашей Церкви.
Смиренно и с ревностью размышляю, что это большая каноническая проблема, которая появилась, и заключается в так называемом восстановлении и признании как «Автокефальной Украинской Церкви» двух существующих раскольнических частей, составляющих значительное меньшинство Христоименитой полноты (священного клира и народа) Украины, перед тем антиканонически снявши каноничность Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, признанную всеми Автокефальными Православными Церквями, выходит за рамки всего предыдущего в церковной истории (глубже и многограннее даже Мелитианской схизмы, что в конце концов была решена согласно крайней икономии Первым Вселенским Собором) и является сложнее ее и шире. Одним словом, восстановление как канонических епископов и клириков отлученных, анафематствованных и раскольников, но и от них (действительных отлученных, анафематствованных и раскольников) принятых хиротоний, и очевидно лишенных благодати Божией и права священнодействовать, — немыслимо и всегда несовместимо с Божественными и Священными канонами и каноническим правом Святой нашей Православной Церкви. Недавно возведенный в «Предстоятеля Автокефальной Церкви Украины» Епифаний, получивший хиротонию во все три степени священства (диакона, пресвитера и епископа) от бывшего (Митрополита) Киевского Филарета, действительно отлученного, анафематствованного и раскольника, по этой же причине, согласно Священным канонам и многовековому Церковному Преданию, является лишенным всякой священной степени, не приняв благодати Всесвятого Духа от отлученного и вне церковного общения находящегося архиерея, и невозможно этому совершенному акту задним числом вылечиться. Таково действующее положение вещей.
Наглядно, Великий Василий однозначно заявляет, что «отступившие от Церкви уже не имеют благодати Святаго Духа на себе, ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство»[8]. И потом к этому же правилу добавляет: «соделавшись мирянинами, уже не имеют власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали»[9]. Святой же Иоанн Златоуст, говоря о бедах раскола, комментирует, что «производить в Церкви разделения не меньшее зло, как и впадать в ереси»[10], и приводит мнение одного святого мужа, утверждавшего, что «мученическая кровь не может загладить грех раскола»[11].
Сформулированные в Патриаршем окружении теории относительно Первопрестольного Предстоятеля и Вселенского Патриарха как действительно primus sine paribus и относительно другого, бесцельно растолкованного сверхъестественного и первоначального Таинства Святой Троицы и внутритроичного общения, «для ангельского ума непроглядного»[12], пытаются обосновать не первенство чести, а власти в Святейший нашей Православной Церкви (как это очевидно свойственно только «в строгом и исключительно монаршей системе»[13], управляющего архонта Ватикана), что не соответствует истине, дезориентируя тех, кто принимает это.
Святой Никодим Святогорец, толкователь и комментатор священных канонов Священного Пидалиона, приводя и мнение выдающегося канониста Зонары, определяет права и юрисдикции относительно екклита Вселенского и других Патриархов, что «Константинопольский предстоятель рассматривает апелляции только тех, кто подчиняется Константинопольскому предстоятелю, как и Римский папа — апелляции тех, кто подчинен Римскому папе», и «Константинопольский предстоятель является первым и последним судьей только над подчиненными ему митрополитами, но не над теми, кто подчинен другим патриархам»[14].
Ваша Всесвятость!
Ваши Блаженства!
Высокопреосвященнейшие Святые Отцы и Братья!
Божественный Основатель Святой нашей Православной Церкви, христопроповедники святые апостолы и святые богоносные отцы и вселенские наставники передали через Божественное Писание и Святые Вселенские и Поместные Соборы Святейшей нашей Церкви Священный Пидалион и всечестное Православное Предание и Наследие. Соборная система, действуя совершенно через Божественный свет и просветление Божественных и священных канонов, регулирует богоугодно все возникающие административные и духовные церковные вопросы. Божественный Закон Священных Канонов определяет и предусматривает границы и юрисдикции каждой из Поместных Святых Божиих Церквей. Выход за рамки Священных канонов, [который] приводит к изменениям от веков установленных церковных юрисдикций и соборно осужденный этнофилетизм всегда и везде считаются неприемлемыми и такими, которые необходимо избегать. «Народ святой»[15] и «народ избранный»[16] — весь христоименитый Божий народ, который осуждает ересь этнофилетизма. Однако и страшная всеересь экуменизма является современным кнутом.
Вместо пасхальных пожеланий, позвольте мне присоединить свой голос со всеми святыми Поместными Автокефальными Церквями, которые до сих пор логически не принимают к литургическому служению предоставленную группам украинских раскольников автокефалию и через особый этот случай просят собрания Всеправославного Собора для решения острой проблемы разделенного украинского народа и нынешних широких гонений против канонической Православной Украинской Церкви в XXI веке, где входят к части гонителей украинское государство и Великая Христова Церковь. Если же по разным причинам собрание Всеправославного Собора является сложным, то пусть соберется соборно, в Духе Святом, каждая Поместная Автокефальная Церковь [и] проведет неспешное и умеренное голосование, после которого каждый Предстоятель пусть передаст результат и решение собора своей Церкви во Вселенский Патриархат. Только в Духе Святом и без вмешательств и давлений возможно решить боголюбезно и богоугодно это горячий вопрос.
Заканчивая данное Пасхальное послание и моление хочу пожелать от сердца всем научиться и вдохновиться от лентия, крайнего смирения и послушания Богочеловека Господа нашего и сверхъестественной Его Архиерейского молитвы, и пройти святые и спасительные для мира дни Святой Пасхи в Божественном и Невечернем Свете Воскресения; воскресная радость и любовь и благодать Воскресшего Господа и Бога нашего пусть наполнит наши Архиерейские сердца. И имеем первоочередную задачу показать современному миру живое православное свидетельство в единстве и любви Воскресшего Господа Искупителя нашего, Бога любви, щедрот и человеколюбия.
Исходя из этого, прося вашего понимания и благочестивых ваших молитв за свою смиренность и свою паству, остаюсь
С глубоким уважением и Христовой любовью
наименьший среди епископов
+ Серафим Кифирский
Вышеприведенный текст публикуется сегодня, 2 мая, в праздник святого Афанасия Великого, патриарха Александрийского и столпа Православия, к Православной христоименитой полноте в защиту православной экклезиологии, Божественных и Священных канонов, Соборной системы и канонического порядка в Святейший нашей Православной Церкви и в Православном Церковном Предании и наследстве. Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь вырабатывает Священные каноны и догматические оросы, но никогда не отменяет или изменяет решения, догматические оросы и Священные каноны Вселенских и признанных ими Поместных Соборов. Поэтому, когда кто-то заключает новые догматические оросы или новейшие каноны, нарушая и игнорируя дух и букву истинных Святых Вселенских Соборов, открываются двери экуменизма и любого вида ересей.
+ К.С.
[1] Ср. Рим. 15:30.
[2] Ср. Ефес. 4:15.
[3] Ин. 17:11.
[4] Мф. 20: 26-27.
[5] Ин. 13:4-5, 14
[6] Ср. 1 Петр. 2:21.
[7] Ин. 17:21.
[8] Василий Великий, святитель. Правила святого Василия Великого. правило первое (см., например: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/1#1_1).
[9] Там же.
[10] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Ефесянам. XI (см., например: Произведения святого Иоанна Златоуста. Т. 11. СПб, 1905. С. 104).
[11] Там же. С. 102.
[12] Ср. 1 икос Акафиста Пресвятой Богородице.
[13] Амилка С. Аливизатоса (†), профессор канонического права Афинского Университета, Священные Каноны, 3-е издательство 1997, Апостольское служение, Афины, С. 19.
[14] Никодим Святогорец, преп. Пидалион. 17 правил собора, который состоялся в храме святых апостолов и получил название Двукратного. Правила IV-го Вселенского собора. Примечание к 9 правилом. Т. 4. сс.146-149.
[15] 1 Петр. 2:9.
[16] Тит. 2:14.
Православие.ru/Патриархия.ru