Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Бачский Ириней: Разделение на Украине обернулось разделением и во всем Православии

Митрополит Бачский Ириней: Разделение на Украине обернулось разделением и во всем Православии
Версия для печати
15 января 2025 г. 12:15

Иерарх Сербской Православной Церкви архиепископ Новосадский, митрополит Бачский Ириней, отвечая на один из вопросов рождественского интервью, которое он дал белградскому изданию «Печать», поделился размышлениями о трагедии церковного раскола на Украине, его причинах причинах и последствиях. Ниже публикуется фрагмент этого интервью в переводе на русский язык.  

— Трагедия украинского раскола не произошла бы без неканонического вмешательства Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви, автономной Церкви в составе Московского Патриархата. К чему, с Вашей точки зрения как архиерея, который десятки лет занимается межцерковными отношениями в Православии, ведет нынешнее трагическое разделение? Что творится в Восточной Церкви? Есть ли надежда решить спорные вопросы и вернуть мир, ведь, по словам святого апостола Павла, Сам Христос есть Мир наш?

— Констатация Вами трагедии украинского церковного раскола и, я бы также добавил, — страданий канонической Православной Церкви и народа Украины — совершенно правильна. Ах, если бы этого не произошло! Трагическое разделение на Украине, к несчастью, очень быстро обернулось разделением и во всем Православии, причем разделением двоякого рода.

С одной стороны, речь идет о разделении между теми Поместными Православными Церквами, которые за украинскими раскольниками во главе со лжемитрополитом гражданином Думенко не признают решительно никакой канонической легитимности, а также некими другими, малочисленными Поместными Церквами, которые легитимность за украинскими раскольниками признают, хотя и большей частью неохотно или под давлением, притом лишь по решению Предстоятеля, без соответствующего решения Архиерейского Собора.

С другой стороны, и внутри последних также наметилось разделение, которое присутствует где-то в заостренной, где-то — в более мягкой форме, не обойдя стороной на сей раз, в отличие как от далекого, так и от недавнего прошлого, даже Святую Гору Афон, многовековую твердыню Православия.

Виновники разделения, которые, презревши Соборы и каноны, незваными вторглись в каноническое пространство другой автокефальной Церкви и «разодрали ризу Христову», как будто не ведали о словах святителя Иоанна Златоуста и других великих исповедников Православия — а, скорее всего, знали, но им это было безразлично, — что грех раскола не может быть омыт и искуплен даже мученической кровью, которую пролил бы за Христа виновник раскола.

Надежда на решение этой проблемы, крупнейшей в истории Церкви со времен великого раскола между Церквами Востока и Запада в XI веке до наших дней, и на восстановление мира и единства между Поместными Православными Церквами всегда есть, и именно потому, что Сам Христос, а не кто-либо другой или что-либо иное, Князь мира и Мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду… дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф. 2:14-16).

Позвольте мне в этой связи повторить позицию, сформулированную мною когда-то в одной из первых наших рождественских бесед на страницах «Печати».

Считаю, что если бы Святейший Вселенский Патриарх выступил от имени Великой Церкви Христовой в Константинополе с заявлением о том, что лидеры украинского раскола и высшие представители украинской власти ввели его в заблуждение, а точнее, грубо обманули, утверждая, будто на Украине все или почти все, от канонического митрополита Онуфрия до граждан Денисенко (самозванного «Патриарха Киевского Филарета»), Думенко (самозванного «митрополита Епифания») и Малетича (самозванного «митрополита Макария»), ждут не дождутся «объединительного собора» в Киеве и создания «Православной Церкви Украины» («ПЦУ»), этого экклезиоморфного «кентавра» или «трагелафоса» (мифологического уродца, полукозла-полуоленя), а затем аннулировал бы эту скрепленную силой конструкцию, обеспечив восстановление церковного status quo ante и решение проблемы путем диалога не покаявшихся доселе украинских раскольников и их «покровителей» с Русской Православной Церковью, то есть с канонической Церковью в Украине, а также диалога на всеправославном уровне, то это не только предотвратило бы новый раскол — худший, чем тот, который уже существует между Римско-Католической и Православной Церквами, — но также вернуло бы Константинопольскому Патриархату его прежнюю репутацию и доверие, а самого Патриарха Варфоломея проводило бы на суд истории как великого и мудрого Патриарха.

Дальнейшее упорствование в сохранении существующего канонического беспорядка имело бы, уверен, непредсказуемые катастрофические последствия — длительный раскол, и даже, возможно, новое тысячелетие раскола, на этот раз не между христианским Востоком и христианским Западом, а внутри православного Востока. Этот раскол нанес бы непоправимый ущерб миссии и свидетельству Православия в мире, породив притом и немалую экклезиологическую ересь. Боже от такого упаси! Во избежание такого развития событий нам следует много и усердно молиться, трудясь над этим изо всех сил.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

При захвате Успенского собора в Кременчуге рейдеры из «ПЦУ» выломали Царские врата

ООН: Украина не доказала законность действий по запрещению Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Другие новости

При захвате Успенского собора в Кременчуге рейдеры из «ПЦУ» выломали Царские врата

ООН: Украина не доказала законность действий по запрещению Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

В Минской духовной семинарии прошла Международная научно-практическая конференция «XVII Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко)»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Патриарший экзарх Западной Европы принял участие в Глобальном форуме Альянса цивилизаций ООН

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах