Иерарх Сербской Православной Церкви архиепископ Новосадский, митрополит Бачский Ириней, отвечая на один из вопросов рождественского интервью, которое он дал белградскому изданию «Печать», поделился размышлениями о трагедии церковного раскола на Украине, его причинах причинах и последствиях. Ниже публикуется фрагмент этого интервью в переводе на русский язык.
— Трагедия украинского раскола не произошла бы без неканонического вмешательства Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви, автономной Церкви в составе Московского Патриархата. К чему, с Вашей точки зрения как архиерея, который десятки лет занимается межцерковными отношениями в Православии, ведет нынешнее трагическое разделение? Что творится в Восточной Церкви? Есть ли надежда решить спорные вопросы и вернуть мир, ведь, по словам святого апостола Павла, Сам Христос есть Мир наш?
— Констатация Вами трагедии украинского церковного раскола и, я бы также добавил, — страданий канонической Православной Церкви и народа Украины — совершенно правильна. Ах, если бы этого не произошло! Трагическое разделение на Украине, к несчастью, очень быстро обернулось разделением и во всем Православии, причем разделением двоякого рода.
С одной стороны, речь идет о разделении между теми Поместными Православными Церквами, которые за украинскими раскольниками во главе со лжемитрополитом гражданином Думенко не признают решительно никакой канонической легитимности, а также некими другими, малочисленными Поместными Церквами, которые легитимность за украинскими раскольниками признают, хотя и большей частью неохотно или под давлением, притом лишь по решению Предстоятеля, без соответствующего решения Архиерейского Собора.
С другой стороны, и внутри последних также наметилось разделение, которое присутствует где-то в заостренной, где-то — в более мягкой форме, не обойдя стороной на сей раз, в отличие как от далекого, так и от недавнего прошлого, даже Святую Гору Афон, многовековую твердыню Православия.
Виновники разделения, которые, презревши Соборы и каноны, незваными вторглись в каноническое пространство другой автокефальной Церкви и «разодрали ризу Христову», как будто не ведали о словах святителя Иоанна Златоуста и других великих исповедников Православия — а, скорее всего, знали, но им это было безразлично, — что грех раскола не может быть омыт и искуплен даже мученической кровью, которую пролил бы за Христа виновник раскола.
Надежда на решение этой проблемы, крупнейшей в истории Церкви со времен великого раскола между Церквами Востока и Запада в XI веке до наших дней, и на восстановление мира и единства между Поместными Православными Церквами всегда есть, и именно потому, что Сам Христос, а не кто-либо другой или что-либо иное, Князь мира и Мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду… дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф. 2:14-16).
Позвольте мне в этой связи повторить позицию, сформулированную мною когда-то в одной из первых наших рождественских бесед на страницах «Печати».
Считаю, что если бы Святейший Вселенский Патриарх выступил от имени Великой Церкви Христовой в Константинополе с заявлением о том, что лидеры украинского раскола и высшие представители украинской власти ввели его в заблуждение, а точнее, грубо обманули, утверждая, будто на Украине все или почти все, от канонического митрополита Онуфрия до граждан Денисенко (самозванного «Патриарха Киевского Филарета»), Думенко (самозванного «митрополита Епифания») и Малетича (самозванного «митрополита Макария»), ждут не дождутся «объединительного собора» в Киеве и создания «Православной Церкви Украины» («ПЦУ»), этого экклезиоморфного «кентавра» или «трагелафоса» (мифологического уродца, полукозла-полуоленя), а затем аннулировал бы эту скрепленную силой конструкцию, обеспечив восстановление церковного status quo ante и решение проблемы путем диалога не покаявшихся доселе украинских раскольников и их «покровителей» с Русской Православной Церковью, то есть с канонической Церковью в Украине, а также диалога на всеправославном уровне, то это не только предотвратило бы новый раскол — худший, чем тот, который уже существует между Римско-Католической и Православной Церквами, — но также вернуло бы Константинопольскому Патриархату его прежнюю репутацию и доверие, а самого Патриарха Варфоломея проводило бы на суд истории как великого и мудрого Патриарха.
Дальнейшее упорствование в сохранении существующего канонического беспорядка имело бы, уверен, непредсказуемые катастрофические последствия — длительный раскол, и даже, возможно, новое тысячелетие раскола, на этот раз не между христианским Востоком и христианским Западом, а внутри православного Востока. Этот раскол нанес бы непоправимый ущерб миссии и свидетельству Православия в мире, породив притом и немалую экклезиологическую ересь. Боже от такого упаси! Во избежание такого развития событий нам следует много и усердно молиться, трудясь над этим изо всех сил.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru