Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Протоиерей Николай Балашов — о киевских речах Патриарха Варфоломея

Протоиерей Николай Балашов — о киевских речах Патриарха Варфоломея
Версия для печати
28 августа 2021 г. 13:28

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата поделился с РИА «Новости» мыслями о выступлениях в Киеве Патриарха Константинопольского Варфоломея, визит которого был приурочен к 30-летию независимости страны.

В выступлениях Патриарха Варфоломея в Киеве многократно звучал набор повторяющихся тем.

Вот о чем говорил Патриарх.

Автокефалия (церковная независимость) так называемой «ПЦУ», составленной из представителей раскольнических групп, была якобы предоставлена совершенно законно. Мнимые «привилегии» Константинопольской кафедры, якобы наделяющие ее правами принимать единоличные решения в отношении других Православных Поместных Церквей, тоже якобы совершенно законны и каноничны. Константинополь якобы ничего не изменял в традиционной православной экклезиологии (учении о Церкви); наоборот, ее изменяют те, кто не соглашается сегодня во всем покоряться никогда не ошибающемуся «духовному лидеру 250 (или 300) миллионов православных христиан во всем мире», как нравится именовать себя «зеленому Патриарху». По крайней мере, раньше нравилось; теперь-то уже всем понятно, что большинство православных христиан не считает Патриарха Варфоломея своим духовным вождем после учиненного им раскольнического деяния.

Киевская риторика Патриарха Варфоломея показывает, что Его Святейшество беспокоится из-за критики неканонического вторжения Константинопольского Патриархата в украинские дела, которая звучит со стороны иерархов, богословов и историков многих православных Церквей.

Но дать убедительные ответы, побуждающие другие Поместные Церкви православной семьи признать новоявленную автокефалию «Святейшей церкви Украины», у Патриарха не получается. Он просто твердит раз за разом, что всегда прав, потому что Константинопольский престол всегда прав; что «Великая Христова Церковь», с которой он себя отождествляет, не имеет нужды с кем-то что-то обсуждать, потому что никогда не ошибается и всегда распинается и жертвует собой ради всеобщего нашего блага — и предлагает всем православным принять это на веру. А иначе, мол, они уже будут и не православные.

Но дело-то в том, что у нас, православных, нет и никогда не было такого догмата веры. Патриарх Константинопольский вовсе не Папа Римский. И не у нас, православных, был Первый Ватиканский собор. Да и папская infallibilitas (неспособность заблуждаться) по представлениям даже наших братьев-католиков, с которыми так стремительно сближается сегодня Фанар, сопряжена с серьезными ограничениями.

Патриарх в своей праздничной речи у стен Софии Киевской жалуется на какие-то «неологизмы, новые формулировки и опасные экклезиологические взгляды», а также «попытки переворота церковных установлений», которые клонятся к «принижению значимости Константинопольского Архиепископа» чуть ли не до состояния «музейного экспоната». Признает даже, что «много есть таких, кто считает, будто Вселенский Патриарх уклоняется от действительности». А в ответ, видимо, все же чувствуя недостаточность нынешней своей аргументации, обещает «в ближайшем будущем» показать «и соответствующие тексты, и весь ход этого (украинского) вопроса».

Что же. Изучить вместе «соответствующие тексты» и исторический ход вопроса, пригласив для этого лучших ученых из разных стран, давно предлагал Константинопольскому Патриарху Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в том числе — в ходе своего последнего посещения Фанара в августе 2018 года. Тогда Патриарх Варфоломей ответил, что у него на это нет времени, да и без того ему все ясно. Если теперь интерес к текстам возобновился, можем рекомендовать прекрасное издание «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 гг.: Исследования и документы», опубликованное в 2019 году «Православной энциклопедией» под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. Там собрано все, что необходимо. В книге 912 страниц, 246 документов из архивов. Уже переводим ее на греческий язык, хотя, конечно, понадобится время. В кратком виде основной исторический материал хорошо представлен в книге митрополита Киккского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно Божественным и священным канонам», которая доступна на греческом и английском, русское издание вот-вот выйдет из типографии.

Вряд ли, конечно, вершителям судеб мира с берегов Босфора, где более чем трехсотлетняя историческая действительность просто отменяется росчерком пера, а раскольники и преданные анафеме лица с той же легкостью обращаются в «православных иерархов», будет сколько-нибудь интересна правда истории и правда канонов. Про последние Константинопольский Патриарх счел нужным на всякий случай сказать в Киеве, что их толкование «доверено не кабинетным ученым». А тем, кому следует. Ну, вы понимаете.

«Вы думаете, господа, что государство — это вы? Государство это я!», — заявил когда-то Людовик XIV депутатам парламента Франции.

«L’église c’est moi! (Церковь это я!)», — словно бы слышится ныне в речах, произнесенных в Киеве. Трудность только в том, что не все почему-то в это верят...

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Члены Священного Синода обсудили развитие ситуации после состоявшегося в Киеве Собора Украинской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Украинская Православная Церковь является самостоятельной уже более 30 лет

В Житомирской области верующие провели молитвенное стояние из-за незаконного перевода общины Украинской Православной Церкви в «ПЦУ»

Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал

«Дело Максима Киника» и 4-е правило II Вселенского Собора и их значение в дискуссии о хиротониях [Статья]

Вышла в свет книга историка-византиниста П.В. Кузенкова, посвященная проблеме современных межцерковных отношений

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили взаимоотношения Константинопольского Патриархата с Русской Православной Церковью в конце XVIII века

В.Р. Легойда: На международной арене идут гладиаторские бои [Интервью]

Еще в одном городе в Киевской области приостановили деятельность Украинской Православной Церкви

Члены Священного Синода обсудили развитие ситуации после состоявшегося в Киеве Собора Украинской Православной Церкви

ЖУРНАЛЫ Священного Синода от 7 июня 2022 года [Документы]

«Дело Максима Киника» и 4-е правило II Вселенского Собора и их значение в дискуссии о хиротониях [Статья]

Вышла в свет книга историка-византиниста П.В. Кузенкова, посвященная проблеме современных межцерковных отношений

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили взаимоотношения Константинопольского Патриархата с Русской Православной Церковью в конце XVIII века

Вклад Святейшего Патриарха Кирилла в укрепление межправославного единства на фоне вторжения Константинопольского Патриархата на Украину [Статья]

ЖУРНАЛЫ Священного Синода от 7 июня 2022 года [Документы]

Митрополит Волоколамский Иларион: Украинская Православная Церковь является самостоятельной уже более 30 лет

Митрополит Волоколамский Иларион: Происходящее в Украинской Православной Церкви следует понимать в контексте оказываемого на нее беспрецедентного давления

Митрополит Волоколамский Иларион: Единство между Русской Православной Церковью и Украинской Православной Церковью сохраняется

Другие статьи

«Дело Максима Киника» и 4-е правило II Вселенского Собора и их значение в дискуссии о хиротониях

Защита христианства и вопрос неканонической Православной церкви Украины

Вклад Святейшего Патриарха Кирилла в укрепление межправославного единства на фоне вторжения Константинопольского Патриархата на Украину

Преодоление разрыва между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей как ложная аналогия в вопросе об украинских раскольниках

«Повелеваем, да святейшая епархия Киевская будет подлежащая святейшему Патриаршескому престолу… града Москвы…» (О некоторых канонических аспектах Патриарших и Синодальных документов Константинопольского Патриархата 1686 года)

Митрополит Волоколамский Иларион: «Содействовать умножению добра и богозаповеданной правды» (к 75-летию Отдела внешних церковных связей)

Епископ Бачский Ириней: Тема автокефалии — единственная, которая требовалась для Всеправославного Собора

Митрополит Киккский Никифор: Одностороннее решение Патриарха Варфоломея по Украине грозит всеправославному единству расколом чудовищных размеров

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 г. Исследования и документы»

Властные притязания Константинополя как угроза единству Церкви