Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Вышел в свет очередной номер журнала «Церковь и время»

Вышел в свет очередной номер журнала «Церковь и время»
Версия для печати
19 января 2024 г. 17:43

Вышел в свет 104-й номер (№ 3/4 за 2023 год) научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время», издаваемого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. В номере представлены материалы по экклезиологии, литургическому богословию, истории Церкви и церковно-приходской жизни, сообщает сайт ОЦАД.

Открывается новый выпуск журнала публикацией фундаментального официального документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года и утвержденного Священным Синодом на заседании 24 августа того же года. В предваряющем публикацию вступлении иеромонаха Павла (Черкасова) изложены причины и этапы создания этого документа.

В развернутой полемической статье наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы кандидата богословия игумена Дионисия (Шленова) опровергаются некоторые положения весьма спорной современной теории, поддерживаемой и развиваемой рядом греческих канонистов и богословов, согласно которой Константинопольский Патриарх имеет первенство чести и власти в Православной Церкви. В контексте полемики автор обращается к источникам XVI-XVII веков, в том числе связанным с передачей Константинополем Киевской митрополии Москве, в частности, к письму святителя Досифея II (Нотары), Патриарха Иерусалимского. Анализ исторических данных показывает, что звучащие против Московского Патриархата обвинения в стремлении к расширению собственной власти не имеют под собой каких-либо историко-канонических оснований.

Статья ректора Николо-Угрешской духовной семинарии, наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря доктора богословия игумена Мефодия (Зинковского) посвящена богословскому обоснованию идейных начал концепции «Русского мира». Ее основания усматриваются в главных истинах и онтологии христианства, в православном понимании мира и человека, в призвании человечества к соборности как ипостасному образу бытия, сочетающему единство и многообразие по образу Божественных Лиц Святой Троицы, в принципе миссионерского служения миру по образу Христа. В такой перспективе концепция «Русского мира» противостоит в своей сути современным идеалам общества потребления, движения глобализации, религиозного синкретизма, нивелирующего христианское учение о личном Боге и Его Промысле в отношении каждого народа и отдельного человека.

Клирик Новодевичьего ставропигиального женского монастыря г. Москвы кандидат богословия священник Александр Сухарев исследовал понятие «активное участие» в богослужении в его становлении и развитии на протяжении истории Католической Церкви ХХ-ХХI веков. Исследование понятия, которое появилось в контексте возрождения интереса католицизма к эпохе церковной древности, построено на материале официальных документов Католической Церкви, на прояснении идей видных представителей «литургического движения» и движения «возвращения к истокам», а также на основании работ некоторых видных современных западных богословов. Автору удалось выявить основную линию в подходах к истолкованию смысла соучастия в литургии, направленного, главным образом, на то, чтобы изменить и возвысить молящихся, ввести в таинственный мир божественного присутствия. В целом этот католический концепт интересен тем, что он указывает на непреходящее значение церковного предания, в котором вечные и непреложные истины, выраженные в «законе молитвы», находят свое творческое воплощение во времени.

Статья секретаря по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата кандидата богословия протоиерея Сергия Звонарева посвящена взаимоотношениям Русской и Константинопольской Православных Церквей в период деятельности выдающегося иерарха, второго председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Коммуникации и взаимодействию с Константинопольским Патриархатом митрополит Никодим уделял большое внимание, с тонким дипломатическим чутьем учитывая роль Фанара в православном мире и на мировой политической арене. В статье очерчена широкая тематика интенсивных контактов двух Поместных Церквей в исследуемый период: подготовка Всеправославного Собора, межправославное сотрудничество, признание со стороны Константинопольского Патриархата автокефального и автономного статуса Церквей, юрисдикционной принадлежности церковных территорий, диалога с Римско-Католической Церковью, протестантскими и Древними Восточными церквами, экуменического диалога, положения русского монашества на Святой Горе Афон. Также автором отмечены усилия по достижению компромиссов в решении самых непростых вопросов двусторонних отношений.

Публикация насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонаха Гурия (Гусева) вносит лепту в составление синодика Воскресенского храма в Сергиевом Посаде, созданного, по преданию, в память защитников Лавры от польско-литовских захватчиков с 1608 по 1610 год. Помимо описания исторических вех приходской церкви как важной части образовательного и культурного наследия страны статья имеет определенное духовно-практическое значение — сохранение молитвенной памяти об усопших клириках и прихожанах, чтобы, по словам автора, посредством молитвы «оставаться с ними в живых отношениях». Ибо в Церкви «нет разделения на живых и мертвых, ведь для Бога все живы» (ср. Лк. 20:38).

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялась встреча ректора с профессорско-преподавательским составом

Интервью митрополита Волоколамского Илариона изданию Orthodoxie.com [Интервью]

В Москве завершила работу конференция, посвященная первенству и соборности в Православии

Святейший Патриарх Кирилл встретился с освобожденным митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном

Состоялось заседание Межрелигиозной рабочей группы по защите прав верующих от дискриминации и ксенофобии

Священный Синод призвал международное сообщество возвысить голос в защиту верующих Украинской Православной Церкви

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Игумен Дионисий (Шлёнов) выступил с лекциями о соборной экклесиологии Русской Православной Церкви в Кузбасской и Томской духовных семинариях

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Статья]

Другие новости

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»

Архиепископ Севастийский Феодосий назвал варварскими действиями захват собора и избиение архиерея в Черкассах

Иерарх Маланкарской Церкви Индии о захвате кафедрального собора в Черкассах: «Наши искренние молитвы и солидарность с Украинской Православной Церковью, особенно с митрополитом Феодосием, духовенством и верующими, которые переживают такие испытания»

Представитель Эфиопской Патриархии о захвате кафедрального собора в Черкассах: «Выражаем Украинской Православной Церкви самое глубокое сочувствие и искреннюю солидарность»

У митрополита Феодосия, пострадавшего при захвате кафедрального собора в Черкассах, диагностированы ожоги и сотрясение мозга

В.Р. Легойда: «Мы вновь стали свидетелям вопиющего акта террора со стороны раскольников по отношению к верующим канонической Украинской Православной Церкви»

Вооруженные радикалы захватили Архангело-Михайловский собор в Черкассах