Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Письмо митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима Предстоятелю и членам Синода Элладской Православной Церкви от 29 мая 2019 года

Версия для печати
21 сентября 2019 г. 18:33

В письме Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму и членам Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим поделился размышлениями относительно украинского церковного вопроса.

Письмо № 308/29.05.2019

Блаженнейший святый Председатель, благословите.

По завершении заседаний нашего Священного Синода истекающего месяца мая с.г. я с уважением хочу поделиться с Вами и Священным Синодом своей следующей тревогой.

Бесспорно, приглашение Его Божественнейшего Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея на открытие центра геронтологии Афинской Архиепископии создало добрые впечатления и дало хорошую возможность для восстановления добрых отношений и прекрасного о Господе общения нашей Святейшей Архиепископии с первопрестольным Константинопольским Патриархатом после леденящей атмосферы и событий октября прошлого года: «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?» (Пс. 132:1)

Однако, Ваше Блаженство, святый Владыка Председатель, по моему скромному мнению, а также по мнению прочих святых собратьев, в эти дни со стороны Синодальных Комиссий: а) по догматическим и номоканоническим вопросам и б) по межправославным и межхристианским отношениям как отдельно, так и совместно, были предприняты напряженные усилия и, возможно, поспешные действия с тем, чтобы каждая из них по отдельности и обе вместе высказалась в общем документе по животрепещущему украинскому вопросу и, согласно своих полномочий, представили нашему Священному Синоду доклад. За три дня пребывания Всесвятейшего Вселенского Патриарха в Афинах совещания следовали за совещаниями.

Я не располагаю ответственной информацией с этих обсуждений и совещаний. Только в Синоде от Преосвященного митрополита Маронийского и Комотинийского Пантелеимона, связующего звена между Синодальной Комиссией по догматическим и номоканоническим вопросам, мы слышали новость о том, что заслуженный профессор университета и член данной Комиссии сделал доклад в защиту автокефалии «новой Украинской Церкви».

Ваше Блаженство, признаюсь, что меня неприятно удивила эта информация о том, что данные Синодальные Комиссии поспешно, в течение трех дней сделали свои выводы и заключения. Я ощутил горечь, которую и Вы ощутили в октябре прошлого года, когда государственный совет поспешил принять благосклонное решение в пользу нашего Всесвятейшего Патриарха по вопросу о храме и владении в Пробонасе. «И вот, здесь больше (Пробонаса)» (ср. Лк. 11:31-32).

Ваши мнение и рекомендация по украинскому вопросу с самого начала были и остаются следующими: этот животрепещущий и сложный вопрос должны рассмотреть и всесторонне изучить указанные компетентные в этом деле Синодальные Комиссии Постоянного Священного Синода, Священный Синод, а затем наш епископат, который после того, как будет сделан общий обзор всей этой проблемы и тщательно изучены все соответствующие документы и комментарии, выскажется путем тайного голосования.

Я смиренно считаю, что этот сложный вопрос об украинской автокефалии, в том числе и из-за того, каким образом она была предоставлена, требует долгого и тщательного изучения, горячих и сокрушенных молитв, но, прежде всего, ясного просвещения Всесвятого Духа. Невозможно, чтобы мирянин, какими бы глубокими ни были его научные и богословские знания, высказывался по столь чувствительному каноническому и экклесиологическому вопросу, когда лишенные общения: раскольники, изверженные из сана и анафематствованные епископы после указанных серьезнейших церковных прещений рукоположили других «епископов» и «клириков». Я уважаю профессора Власия Фидаса, как личность и как ученого, но считаю, что было бы неразумным и неполезным ограничиваться мнением одного единственного серьезного во всем прочем ученого. К тому же другой его коллега, заслуженный профессор по кафедре канонического права Панайотис Бумис, имеет по украинскому вопросу иное мнение.

Вместе с этим да будет мне позволено считать, что указанная тема нуждается в дальнейшем исследовании и изучении, а потому я с уважением прилагаю еще два соответствующих исследования, которые были направлены мне лично, и я не знаю, пересылали ли их официально в наш Священный Синод для информирования и всестороннего рассмотрения украинской проблемы в ее совокупности их Преосвященные отправители. С одной стороны, речь идет о 23-х страничном меморандуме Преосвященного митрополита Видинского Даниила из Болгарского Патриархата (который, по его словам, он предварительно направил в Синод своего Патриархата) и, с другой стороны, о 4-х страничном письме Преосвященного митрополита Бориспольского и Броварского Антония, управляющего делами Украинской Православной Церкви, главой которой является Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий. Оба этих достойных и важных документа, представляющие интерес с исторической и канонической точки зрения и отражающие текущую церковную ситуацию, могут еще больше и яснее осветить обсуждаемую тему, если будут предложены вниманию вышеуказанных Синодальных Комиссий.

Блаженнейший святый Председатель,

Из-за теплого приема Всесвятейшего Вселенского Патриарха Варфоломея в церковных кругах создалось впечатление, что Элладская Церковь, предваряя все прочие автокефальные Церкви, которые сохраняют серьезную сдержанность и возражения в отношении этой канонической и экклесиологической проблемы, движется в направлении признания заявленной позиции Вселенского Патриархата по украинскому вопросу и остается лишь официальное ее утверждение нашим епископатом в октябре сего года. Ваше Блаженство, «станем добре, станем со страхом, вонмем». До недавнего времени, до приезда Его Всесвятейшества, действовал принцип: «поспешай медленно». Нам желательно не отступать от этой линии под влиянием принудительных действий и уговоров с применением давления. Если дело с имением Пробонаса является серьезным каноническим вопросом и представляет собой неканоническое вторжение в иную церковную юрисдикцию, то украинская проблема есть вопрос несравненно большего канонического значения, грозящий расшатыванием мира, единства и канонического порядка в Украинской Православной Церкви и во всей Православной Церкви.

Не буду более простирать свое слово, но в завершение настоящего письма да будет мне позволено немного остановиться на том информационном сообщении, с которым Вы выступили перед нашим Постоянным Священным Синодом на следующий день после приема Всесвятейшего Патриарха в Афинской Архиепископии. Среди прочего Вы просили нашего Вселенского Патриарха, чтобы Вселенский Патриархат не включал наименование «Северной Македонии» в название раскольнической до сего дня «Церкви» Скопье, но после предоставления ей автокефалии назвал бы ее Автокефальной Охридской Церковью.

Простите меня за два моих замечания по этому предложению. Если и наша Элладская Церковь признает украинскую автокефалию, как это определяет изданный патриарший томос, получится, что у нас нет возражений в отношении обретения церковного статуса и раскольниками Скопье, поскольку геополитические планы и сильные державы этого требуют (это одно), и что мы согласны с признанием их в качестве автокефальной Охридской Церкви (второе). Однако здесь возникают две больших проблемы и вопроса: 1) Соглашается ли Сербский Патриархат на такое решение и глубоко ли изучена проблема раскола «Церкви» Скопье? 2) Возможно ли, чтобы все без исключения Поместные Автокефальные Православные Церкви, которые относятся к «Церкви» Скопье, как к раскольнической, согласились с ее каноническим восстановлением и к тому же с наименованием Охридской Церкви, титул, который носит подвижник и мученик архиепископ Охридский Иоанн, которого все без исключения Православные Автокефальные Церкви принимают и признают в качестве канонического архиерея? Иными словами, неужели и здесь повторится недавно произошедшая на Украине с канонической точки зрения нелепость: решением Вселенского Патриархата потеряет свой статус и наименование канонически рукоположенный и возведенный на престол Митрополит или Архиепископ, которого отстранят от его пастырских и административных обязанностей и наподобие губернатора или главы крупного округа заменят на другого, принадлежавшего до той поры к группировке раскольников и лишенных церковного общения и носящего отныне тот же самый титул, а прочие Автокефальные Православные Церкви будут с этим несогласны. Что может быть прискорбнее этого?!

И в завершение, отвечая тем собратьям, которые возможно соблазнились моим отсутствием на официальном обеде, данном нашим Священным Синодом в честь нашего Всесвятейшего Вселенского Патриарха, отмечу следующее: я действительно опечалился тем, что, несмотря на всеобщее несогласие и настороженность всех Автокефальных Церквей в отношении предоставленной на Украине таким вот образом автокефалии, Его Всесвятейшество бескомпромиссно настаивает на принятом решении, пытаясь всеми способами переубедить их и склонить на свою сторону. Я также был глубоко опечален и огорчен признанием государства Скопье в качестве «Северной Македонии» и Всесвятейшим Патриархом, а также его намерением признать в качестве автокефальной раскольническую «церковь» Скопье, как будто в нашей Кафолической Святой Церкви ничего не случилось в похожем случае с т.н. украинским вопросом.

Когда Преосвященный владыка Маронийский некоторое время назад пригласил Вас, Ваше Блаженство, на торжества по случаю столетия освобождения Фракии, то под влиянием приема Вселенским Патриархом представителя правительства Скопье в качестве представителя государства «Северной Македонии» Вы сказали этому святом собрату, что в знак протеста против этого все митрополиты Северной Греции должны были бы подать в отставку.

С большой печалью по причине того, что из патриарших уст услышал официальное наименование государства Скопье «Северная Македония», а также из-за намерения предоставить автокефалию раскольникам Скопье, я смиренно рассудил, что совместная трапеза и обмен любезностями, когда каноническая Церковь Украины во главе со своим Блаженнейшим Предстоятелем Онуфрием, 90 архиереями, 12 500 приходами, 250 монастырями, пятью тысячами монашествующих и миллионами верующих находится во обстоянии, претерпевая гонения, не были бы угодны Богу. А потому предпочел, чтобы мое отсутствие стало молчаливым протестом против всего вышесказанного, что не означает неуважения и пренебрежения по отношению к Его Всесвятейшеству.

За сим, лобызая Вас о Господе и испрашивая Ваших Первосвятительских молитв,

С глубочайшим уважением, наименьший во епископах

† митрополит Кифирский Серафим

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Версия: греческая

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea [Интервью]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку Украинской Православной Церкви

Митрополит Кифирский Серафим призвал Православные Церкви дать оценку антидуховным действиям властей Украины

Циркулярное письмо всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви [Документы]

Более 400 верующих выступили против участия главы «ПЦУ» в праздновании памяти Тасосских святых в Греции

Вклад Святейшего Патриарха Кирилла в укрепление межправославного единства на фоне вторжения Константинопольского Патриархата на Украину [Статья]

Другие статьи

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье

Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины»

Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви