Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на международном форуме христианских журналистов «Христианство в современном мире»

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на международном форуме христианских журналистов «Христианство в современном мире»
Версия для печати
6 сентября 2019 г. 20:36

В работе форума, который состоялся 6 сентября 2019 года в Будапеште, приняли участие высокие представители Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви и протестантских общин, представители государственной власти и общественности Венгрии.

Уважаемые участники форума!

Рад приветствовать христианских журналистов, собравшихся сегодня в столице Венгрии для обсуждения актуальных вопросов профессии. Мне отрадно находиться на венгерской земле, поскольку на протяжении шести лет я был управляющим Будапештской и Венгерской епархией. Я многократно бывал в различных городах Венгрии, хорошо знаком с этой страной и ее замечательными людьми.

Сегодняшняя встреча ставит перед нами вопрос: каковы отличия журналиста-христианина от любого другого представителя журналистики? А если такие отличия имеются, то влияют ли они на содержание информационных статей и материалов? Деятельность журналиста-христианина является частью служения Церкви в современном мире. Верующий человек, работающий в СМИ, призван быть проповедником Иисуса Христа и Его евангельского учения. Стать свидетелем Евангелия окружающему миру — вот задача труженика на ниве христианской журналистики.

Журналист-христианин для того, чтобы честно говорить о проблемах, волнующих людей, сам должен быть честным. Более того, он призван воплощать христианские нравственные идеалы в своей профессии. Ведь невозможно искренне писать о ценностях христианской семьи, многодетности, любви и жертвенности супругов, если автор сам далек от того, чтобы воплощать эти ценности в своей жизни. Нельзя свидетельствовать о трагедии преследования христиан в различных регионах мира, если сам не проникся этой болью. Верующий журналист призван удаляться в своей работе от лицемерия, обмана, жонглирования фактами, от тенденциозности и предвзятости.

Принимая приглашение на форум христианских журналистов, я размышлял о влиянии СМИ на формирование мировоззрения современного человека, его систему ценностей. «Журналист в нашу эпоху — это человек, который обладает огромными возможностями для распространения своего влияния, потому что сегодня в его распоряжении <…> совершенно уникальные информационные возможности»1, — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одном из подобных форумов в Москве.

Жизнь наших современников характеризуется сильной интеграцией в информационное пространство и коммуникационную инфраструктуру. Благодаря развитию технологий человек находится на гребне новостного потока с минимальными затратами — достаточно взять в руки свой мобильный телефон и тебе доступны и новости, и аналитика, и мнения экспертов по самым актуальным вопросам из любого уголка земного шара. Сегодня рождаются и приобретают огромную популярность новые форматы и жанры журналистики — видеоблоги, группы в социальных сетях, тематические каналы в мессенджерах.

От традиционных носителей информации внимание современного человека переходит в сферу интернет-технологий. Такое развитие медийной инфраструктуры несет в себе новые миссионерские возможности. А потому Церковь активно использует инструментарий, доступный современному журналисту, для своей миссии, проповеди Слова Божия, защиты традиционных христианских ценностей.

В России помимо официальных церковных СМИ существуют крупные православные информационно-аналитические порталы, есть свои популярные видеоблогеры из числа духовенства и мирян, активно применяется инструментарий социальных сетей и мессенджеров для работы тематических групп. Традиционные православные СМИ также широко представлены в информационном пространстве — это и православные телеканалы, которые вещают в цифровых и спутниковых сетях, религиозные передачи на светских телеканалах, печатные издания, православные радиостанции. Но, конечно, если посчитать долю эфирного времени православной тематики в общем объеме всего контента на радио или телевидении, то она будет более чем скромная.

Средства массовой информации могут играть различные социально-политические роли — как объединителя, просветителя и миротворца в обществе, так и разрушителя, провокатора, разжигателя вражды и ненависти. К сожалению, современные тенденции свидетельствуют о том, что журналистика может легко превратиться в орудие манипулирования человеческим сознанием. Сегодня перед нами — христианами Запада и Востока — возникает много вызовов и проблем, которые требуют от нашей совести того или иного ответа. «Сила слова — это больше, чем сила денег или оружия. Все, что происходило в истории, все самые большие перемены начинались со слова. <…> Слово несет в себе потенциал спасения и потенциал гибели, и минувший XX век силу слова поразительным образом иллюстрирует»2, — подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл.

Современный обыватель преимущественно доверяет тому, что читает со страниц печатных или электронных СМИ, слышит с экрана телевизора. Телевизионный текст, озвучиваемый уверенным дикторским голосом, сопровождаемый видеорядом, не нуждается в доказательствах. Убеждают не доводы — убеждает интонация и картинка с экрана.

Парадокс современного мира состоит в том, что при видимом избытке информации человек и общество в целом получают все меньше конкретной, доказательной и доказанной информации и все больше становятся жертвой мифологизации и манипуляции. Именно такими приемами пользуются зачастую и вновь возникающие так называемые религиозные организации и фундаменталисты, для которых поиск новых адептов является первостепенной задачей. Речь идет о тоталитарных сектах и проповедниках экстремизма внутри традиционных конфессий.

В условиях новой реальности, когда шквал новостных сводок обрушивается на потребителя информации, когда ему некогда перепроверить их достоверность, все чаще используются «фейковые» новости. Технологии их создания многообразны, но, как правило, при грамотном подходе можно распознать фальшивку. Проблема в том, что современному человеку, отягощенному в повседневной жизни различными заботами, не хватает времени проанализировать полученную информацию — где в ней правда, а где вымысел.

Ни для кого не секрет, что в информационных войнах всегда применяется ложь. И сегодня информационная война развязана против христианства, она ведется как против основ самой веры, так и против Церквей и отдельных их представителей. Каким должно быть оружие журналиста-христианина на такой войне? Важно не перенимать недобросовестные приемы некоторых светских изданий. Затрагивая острые проблемы, нужно стараться уклоняться от соблазна очернительства и осуждения; не сеять рознь между пастырями и верующими с одной стороны, и секулярным миром — с другой, между верой и наукой, между Церковью и государством. Следует помнить слова Господа, которые можно отнести и к журналистике: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37).

Один из «проверенных» приемов информационной войны — это замалчивание неудобных тем. В современном мире много несправедливости, неправды, насилия, угнетения и унижения. Очевидно, что журналист не в силах со всем этим справиться, но он может обратить внимание людей на происходящее вокруг. Известно множество примеров, когда именно журналистские расследования обращали внимание неповоротливой государственной или международной бюрократической машины на те или иные преступления. Но для этого нужны христианская воля и мужество.

Проблема, которая приобрела в последние десятилетия поистине глобальный масштаб — это гонения на христиан во многих странах мира. Проблема эта до недавнего времени не получала должного внимания со стороны международных институтов и СМИ. Много лет западная пресса и западные лидеры ее замалчивали. В результате событий «арабской весны» запылал Ближний Восток. Под угрозой оказались миллионы христиан, проживающие в этом регионе с первых веков христианства.

Гонения на христиан и христианство во всем мире приобретают катастрофические масштабы. По данным различных международных организаций в настоящее время в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов последователей учения Иисуса Христа. Необходимо признать очевидный факт: христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете.

В ряде стран Ближнего Востока запрещена любая религия кроме ислама. Тайные христиане вынуждены скрываться, чтобы не быть казненными. В ряде стран количество христиан стремительно падает. Если 15 лет назад в Ираке проживало 1,5 млн христиан, то сейчас там вряд ли осталось 150 тысяч.

Крайне опасным местом для христиан остается Ливия, погруженная в хаос и разруху после свержения Муаммара Каддафи.

Пакистан — страна, в которой действует пресловутый закон о богохульстве. Под страхом его применения живут местные христиане. Они являются системно угнетаемой, дискриминируемой и наименее защищенной группой, страдая как от государства, так и от радикальных группировок.

В Сомали из года в год христиан объявляют вероотступниками, а их уничтожение считается чуть ли не делом чести. На сегодняшний день более 99% сомалийцев — мусульмане. Христианство исповедуют представители одной из малочисленных народностей группы банту. На протяжении веков они подвергаются притеснениям, считаются гражданами второго сорта. Банту исключены из жизни общества, лишены политических прав, не имеют возможности получить образование. Боевики из группировок, например, Аль-Шабаб, охотятся за христианами, обращенными из ислама.

Важным результатом совместной работы христианских церквей и государств стало принятое 13 марта 2015 года в Совете ООН по правам человека заявление «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке».

Историческое значение имела встреча Предстоятелей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Гаване в 2016 году. Благодаря совместному заявлению, подписанному Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском, в котором вопрос гонимых христиан был основным, тема геноцида христиан стала, наконец, обсуждаться на многих авторитетных информационных площадках и вошла в мировую повестку дня.

Совместная декларация в защиту гонимых христиан была подписана и на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби в ноябре 2017 года. На эту же тему Предстоятелем Русской Православной Церкви совместно с главой Эфиопской Церкви Патриархом-Католикосом Абуной Матфием, посетившим Москву в мае 2018 года, принято коммюнике.

Но не только слова и заявления являются нашей реакцией на бедственное положение христиан. В течение последних лет Московским Патриархатом совместно с христианскими и мусульманскими общинами России был осуществлен целый ряд акций по доставке гуманитарной помощи на Ближний Восток. В апреле 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была учреждена Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, куда вошли и христиане, и мусульмане России.

Русская Церковь высоко ценит позицию венгерского руководства по вопросу защиты и реальной помощи христианам Ближнего Востока. Венгрия реализует специальную государственную программу «Венгрия помогает» с целью оказания помощи христианам, подвергающимся гонениям в Африке и на Ближнем Востоке. По мнению руководителя программы, «помощь должна оказываться там, где возникают проблемы, вместо того, чтобы приносить проблемы в Европу»3.

Венгрия — одна из стран, которые неоднократно обращали внимание европейского сообщества на акт агрессии против коптов в Египте 1 января 2011 года. Именно в период председательства Венгрии в Евросоюзе Комитет министров ЕС поручил верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности Европейского Союза Кэтрин Эштон сообщать о шагах, которые предпринимает ЕС для защиты свободы вероисповедания. Среди уже принятых документов нужно назвать резолюцию Европейского парламента от 20 января 2011 года «О положении христиан в контексте религиозной свободы» и аналогичную резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Христианские журналисты призваны открыто свидетельствовать о позиции и трудах национальных правительств, международных институтов, направленных на отстаивание права христиан на мирную жизнь и свободное исповедование своей веры.

В наши дни вопиющим примером информационного давления на жизнь Церкви и христиан, разжигания ненависти на почве национальной и религиозной идентичности стали события, произошедшие на Украине при прежнем президенте П. А. Порошенко, когда государственная власть предприняла наступление на Украинскую Православную Церковь и грубо вмешалась в ее внутренние дела.

В январе 2019 года по настоятельной просьбе Порошенко и вопреки воле большинства православного населения Украины Константинопольский Патриарх предоставил томос об автокефалии псевдо-церковной структуре, созданной по инициативе светских властей путем объединения двух групп раскольников. Новую церковную структуру не признала ни одна из Поместных Православных Церквей, кроме Константинопольской, но ее создание стало причиной усиления давления на епископат, духовенство и верующих канонической Украинской Православной Церкви. С подачи и при поддержке тогдашней власти эта структура — так называемая ПЦУ (Православная церковь Украины) — развернула рейдерскую атаку на храмы Украинской Православной Церкви. Большинство захватов происходит на Западной Украине — это территория Волынской, Ровенской и Житомирской областей. Имеется информация о 83 приходах, захваченных новосозданной структурой. Эта цифра не включает многочисленные случаи незаконной перерегистрации наших общин в юрисдикцию раскольников силами местной власти. 

Сценарий нападений во всех случаях один — неизвестные люди, часто жители соседних районов, приезжают организованно на автобусах, срезают в храме замки и берут его под свой контроль. В рядах захватчиков часто люди в камуфляжной форме. Противостоять захвату непросто — координация осуществляется местными чиновниками, а прибывающие на место событий правоохранители не вмешиваются в ситуацию.

По свидетельству представителя Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископа Барышевского Виктора, «всем этим процессом управляют представители государственной или местной власти. Если бы власть не курировала захваты храмов и дальнейшую их незаконную перерегистрацию в ПЦУ, то их практически и не было бы. К сожалению, активистами и рейдерами руководят председатели сельсоветов, депутаты районных и областных советов, местные бизнесмены. В большинстве случаев храмы захватывают привозные люди, а массовку создают члены территориальной общины, которые в местную церковь вообще не ходят, и ходить не будут»4.

Сам по себе факт захвата храмов — это крайняя степень ненависти, вражды и недоверия между людьми. И это самое печальное, что может происходить между христианами. Как люди собираются жить дальше в одном селе, где они разделились на две части, где кого-то избили, кого-то изгнали, где пролилась чья-то кровь, кто-то был оскорблен и унижен? В интернете легко можно найти видеозаписи этих отвратительных нападений, которые сопровождаются избиениями прихожан, духовенства Украинской Церкви, в которых принимают участие и местные чиновники, депутаты при полном попустительстве местной полиции.

Комиссия Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, наблюдавшая за ситуацией в стране с 1 января 2018 года по 15 января 2019 года, задокументировала многочисленные случаи угроз и актов запугивания в отношении священнослужителей и прихожан, которые касались преимущественно Украинской Православной Церкви. В Комиссии заявили, что существующая политическая среда еще больше способствует напряженности, которая негативно влияет на свободу религии и убеждений. В докладе сообщается об обысках в помещениях Украинской Церкви и помещениях церковных иерархов, которых обвиняли в подстрекательстве к религиозной ненависти.

В документе, в числе прочего, правительству Украины рекомендовали выполнить международные обязательства страны в области прав человека, а именно: принять эффективные меры для того, чтобы никто не испытывал дискриминации со стороны госучреждений, групп или отдельных лиц по признаку религии или убеждений5.

На стороне властей в их церковной политике на протяжении последних пяти лет выступали подконтрольные им СМИ. Они занимались разжиганием ненависти к духовенству и прихожанам Украинской Православной Церкви, распространяли бесстыдную ложь, занимались манипуляциями, снимая постановочные провокационные репортажи с целью разжигания ненависти на религиозной почве. Мы прекрасно помним освещение ежегодного крестного хода на день Крещения Руси. Журналисты, ведущие новостей, официальные государственные лица в эфирах из года в год оскорбляли духовенство и верующих Украинской Церкви, угрожали расправой6.

Под покровительством Министерства внутренних дел Украины был создан веб-сайт «Миротворец», где публикуются персональные данные людей, которые, по мнению создателей сайта, являются врагами Украины. В числе таковых оказались иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви только за то, что они отстаивают права канонической Церкви на Украине.

Журналисты, которые набираются решимости донести до общественности реальные факты, сообщая о ситуации в конфессиональной сфере Украины, рискуют на себе почувствовать силу государственной машины. В прошлом году Украину впервые внесли в список стран, где журналистов сажают в тюрьмы за профессиональную деятельность. Согласно данным Комитета по защите журналистов (CPJ), Украина оказалась в списке наряду с такими странами как Алжир, Камбоджа, Демократическая Республика Конго, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Гватемала, Ирак, Марокко, Нигер, Пакистан, Республика Конго, Сомали и Уганда7.

На примере Украины мы видим, как некогда колыбель восточного христианства на славянских землях стала местом преследования Церкви большинства со стороны государства и людей, которые тоже называют себя христианами. Выражаю надежду на то, что новый президент Украины Владимир Александрович Зеленский и новоизбранная Верховная Рада положат конец беззаконию и не будут вмешиваться в церковные дела.

Христианство и современная европейская идентичность — тема, мимо которой сегодня нельзя пройти. Она является базовой, основополагающей, поскольку именно идентичность задает систему ценностных координат той или иной социальной общности. Про кризис европейской идентичности, изгнание христианства на обочину европейской общественной жизни уже было сказано много на различных международных форумах и конференциях. Как известно из законов физики, газ заполняет весь предоставленный ему объем. Секуляризм, подобно газу, заполняет так же все доступное общественное пространство, выдавливая из него христианское мировоззрение как чужеродное. И ключ от этого «газового вентиля» находится в руках политического руководства ЕС.

В то же время, в Европе есть страны, которые выступают с позиций христианской идентичности своего народа, не боятся заявлять о своих исторических христианских корнях. И здесь я хотел бы привести в пример Венгрию.

Принятие в 2012 году парламентом Венгрии новой Конституции вызвало протесты на международном уровне. Еврокомиссия и другие институты ЕС подвергли новый основной закон Венгрии критике, обвиняя руководство страны в ограничении демократии8. Нападкам подверглись также положения Конституции, которые имеют отношение к базовым христианским ценностям. Например, в преамбуле Конституции сказано о цивилизационном выборе Венгрии и христианском наследии: «Мы гордимся тем, что наш король, Иштван Святой, тысяча лет назад заложил крепкие основы венгерского государства и превратил нашу родину в часть христианской Европы. Мы признаем роль христианства в сохранении нации. Уважаем различные религиозные традиции нашей страны»9. Какая разительная разница с документом, который так и не состоялся, но должен был стать Конституцией Европейского союза. В процессе работы над проектом этого документа из идеологических соображений из преамбулы оказались изъяты и христианская традиция, и христианское наследие народов континента.

Современное общественное пространство Европы развивается так, как будто христианства и нет вовсе: христианским церквам отказывают в праве на публичные оценки общественных процессов и явлений, их символы удаляются с улиц и площадей, названия праздников меняются до неузнаваемости. Так, Рождество Христово уже давно именуется «сезонным праздником». Правозащитные и мониторинговые организации ежегодно фиксируют в Европе случаи дискриминации христиан со стороны государства за действия, обусловленные их верой.

Европу фактически захлестывает волна насилия в отношении коренной религии. И все это происходит на фоне непрекращающегося потока беженцев, преимущественно из африканских или ближневосточных мусульманских стран. Подобные процессы неизбежно влекут изменение религиозно-этнического ландшафта Европы, еще более обостряющегося тем фактом, что коренное население континента неуклонно сокращается.

Следует помнить, что значительная часть миграционных потоков не только провоцируется гражданскими войнами, но является результатом сильнейшего экономического расслоения и бедности.

Проблема социально-экономического неравенства — одна из наиболее актуальных и в то же время наиболее сложных проблем современного мира. Миллионы людей на нашей планете влачат жалкое существование, страдая от недоедания, болезней, различных форм дискриминации и последствий деградации окружающей среды. Все эти проблемы еще более обостряются в условиях глобализации мировой экономики и технологического развития. Глобализация создает преимущества для небольшого числа людей и риски для огромного количества населения планеты. По признанию экономистов, открытие рынков в развивающихся странах в основном сыграло на руку богатым государствам и привело к увеличению, а не сокращению разрыва между ними и бедными странами.

Доминантой современной экономической культуры является извлечение прибыли, решение собственных задач и достижение своих интересов за счет других. Гуманистические ценности, имеющие в своем основании христианские корни, девальвированы. Экономика, построенная на культивировании гедонистического начала, — аморальна по своему определению. Безнравственно и хищническое отношение человека к окружающей природной среде, которая страдает от неуемных аппетитов человека мира потребления.

Мы должны помнить, что материальные блага сами по себе не делают человека счастливым, более того — сосредоточенность лишь на материальном преуспевании приводит к нравственной деградации личности. Христос предостерегает нас: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Церковь призывает воспринимать богатство как дар Божий, который дан человеку не только ради него самого, но и ради ближних. Те, кто извлекает прибыль, должны осознавать, что на них лежит огромная ответственность — быть внимательными к нуждам других людей, способствовать устранению экономической несправедливости в обществе и таким образом исполнять волю Божию.

Завершая свое выступление, хотел бы вновь возвратиться к теме христианской журналистики. Сегодня здесь присутствуют многие представители СМИ, которые работают в разных жанрах и направлениях журналистики. У вас разные работодатели, вы зависимы от редакционной политики ваших изданий, от желаний собственников СМИ. Но нам, людям, которые позиционируют себя как последователи Христа, нельзя поступаться нашей христианской совестью. И в истории христианства, и в современной истории мы можем найти много примеров христианского мужества, когда люди отказывались делать что-либо, противное заповедям Божиим и их пониманию верности Христу. Эти примеры должны вдохновлять нас и приводить к осознанию, что мы не одни, но с нами Христос. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).

Благодарю за внимание.


Слово Святейшего Патриарха Кирилла на I Международном коммуникативном форуме «МедиаПост» в РГСУ.

2 Там же.

3 Orbán deploys Christianity with a twist to tighten grip in Hungary.

4 Первый кризис ПЦУ. Почему захваты храмов пошли на убыль, а уже отжатые церкви стоят пустыми.

5 В ООН призвали руководство Украины обеспечить религиозную свободу в стране.

6 День Крещения Руси: Великий крестный ход УПЦ и раскольники без админресурса. YouTube-канал Союза православных журналистов. Версия сюжета на английском языке: Day of Russian Baptism: Great Cross Procession and dissenters without administrative resource.

7 Власть против СМИ: журналистов на Украине теснят пропагандисты и популисты из Квартала-95.

8 Критика новой конституции Венгрии продолжается.

9 https://nemzetikonyvtar.kormany.hu/download/3/00/50000/orosznyomda_jav%C3%ADtott.pdf

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Версия: английская

Материалы по теме

Иерарх Украинской Православной Церкви встретился с Патриархом Болгарским Неофитом

Митрополит Волоколамский Иларион: В Русской Церкви поддерживают инициативу Иерусалимского Патриарха по организации в Иордании собрания Предстоятелей Поместных Церквей [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл встретился с митрополитом Кировоградским и Новомиргородским Иоасафом и группой украинских паломников

Заявление Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года [Документы]

Состоялась встреча Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила c митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием

Митрополит Волоколамский Иларион: Разрыв с Константинополем не повредил ни Русской, ни Украинской Церкви [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Сила Европы должна заключаться в нравственном стержне европейского общества [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: От руководства Украины мы ожидаем невмешательства во внутреннюю жизнь Церкви [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на международном форуме христианских журналистов «Христианство в современном мире»

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на международном форуме христианских журналистов «Христианство в современном мире» [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион: В Русской Церкви поддерживают инициативу Иерусалимского Патриарха по организации в Иордании собрания Предстоятелей Поместных Церквей [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: В Русской Православной Церкви очень положительно оценивают инициативу Иерусалимского Патриарха о проведении встречи Предстоятелей Поместных Церквей для обсуждения ситуации в мировом Православии [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Госсекретарь США Помпео отменил встречу за час под давлением недоброжелателей [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Афинский Иероним вычеркнут из диптихов Русской Церкви [Интервью]

Состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви

Епископ Барышевский Виктор: Украинский церковный вопрос прочно встроен в геополитическую составляющую всего происходящего в мире [Интервью]

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на международном форуме христианских журналистов «Христианство в современном мире» [Статья]

Жить в единении с Богом и ничего не бояться [Интервью]

Комментарий Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях [Документы]

Проблему нарушений прав верующих на Украине обсудили участники международной конференции

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на международной конференции, посвященной нарушению прав верующих в Украине [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на международном форуме христианских журналистов «Христианство в современном мире»

Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в Пасхальном приеме в Министерстве иностранных дел

Другие статьи

Чему будут причащаться?

Русская Церковь и экклезиологическая традиция Александрийского Патриархата

О «мирном письме» Архиепископа Элладской Православной Церкви Иеронима и подлинном мире в мировом Православии

Важность стояния в истине: по поводу высказываний митрополита Гортинского Иеремии

В чем заблуждается Патриарх Варфоломей. О сути, причинах и путях преодоления современного кризиса межцерковных отношений

Епископ Бачский Ириней: Элладская Церковь признала «Православную Церковь Украины»

Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы (Православная Триадология как основа Православной экклезиологии)

Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви: исторические уроки и параллели с современной церковной ситуацией на Украине

Русская Зарубежная Церковь против канонических нарушений Фанара

О недействительности хиротоний украинских раскольников и неканоничности «Православной церкви Украины»