Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в преддверии «объединительного собора» раскольников

Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в преддверии «объединительного собора» раскольников
Версия для печати
12 декабря 2018 г. 12:35

В преддверии так называемого объединительного собора новой церковной структуры, создаваемой на Украине Константинопольским Патриархатом в нарушение канонов и вопреки воле верующих канонической Украинской Православной Церкви, своими мыслями поделился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

«Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк. 14:28-31).

Похоже, Константинопольский Патриарх Варфоломей, спроектировав башню «объединительного собора», не просчитал связанные с этой авантюрой риски. Сделав ставку на раскольников, признав их и ассоциировав себя с ними, он оттолкнул от себя и своего проекта миллионы верующих канонической Украинской Православной Церкви. На базе раскольничьих структур созывается «объединительный собор», но кого он способен объединить, если даже между собой эти структуры не могут договориться?

Похоже, и президент Украины П.А. Порошенко, объявив войну каноническому Православию на Украине, плохо просчитал связанные с этим издержки и риски. Многомиллионной армии православных верующих, сплоченных под авторитетным руководством Блаженнейшего митрополита Онуфрия, он противопоставил полки раскольников, как минимум вдвое уступающие ей по численности. Но могут ли эти полки, не имеющие единого руководителя, разрозненные и разобщенные, одержать победу в войне, которую президент объявил значительной части собственного народа.

Сесть и посоветоваться с компетентными экспертами — вот что надо было бы сделать и Константинопольскому Патриарху Варфоломею, и президенту Украины. Может быть, не поздно еще остановить строительство башни, чтобы не превратиться в посмешище? Может быть, не поздно отказаться от идеи «объединительного собора», заведомо обреченного на провал, дабы не опозориться перед всем миром?

Впервые в истории обещание предоставить автокефалию дано не в ответ на просьбы православных верующих, а вопреки их ясно выраженной воле. Впервые в истории автокефалия навязывается при помощи грубой силы, с использованием недопустимых для цивилизованного мира методов воздействия и давления. Священнослужителей в массовом порядке вызывают на допросы в спецслужбы, архиереев подвергают унизительным обыскам, у крупнейших монастырей грозят отнять собственность и выгнать монахов на улицу.

Константинопольский Патриарх еще в октябре направил Блаженнейшему митрополиту Киевскому письмо, беспрецедентное по своей наглости. Суть его сводится к следующему: мы лишь «по снисхождению» называем вас митрополитом Киевским, а на самом деле мы вашу Церковь распустили и будем создавать новую; вы приглашаетесь на «объединительный собор» и можете даже выставить свою кандидатуру на должность главы новой структуры.

Повестки на «объединительный собор», подписанные Патриархом Варфоломеем, вручаются архиереям канонической Церкви представителями светской власти. Разумеется, это «приглашение на казнь» с возмущением отвергнуто всем епископатом Украинской Церкви, принявшей единодушное решение не участвовать в мероприятии, направленном на разрушение канонического порядка и легитимизацию раскола.

В январе 2016 года Патриарх Варфоломей перед лицом Предстоятелей и делегатов всех Поместных Православных Церквей обратился к Блаженнейшему митрополиту Онуфрию со словами: «Мы приветствуем Блаженнейшего митрополита Онуфрия как единственного канонического главу православных верующих Украины, разумеется, со всеми подчиненными ему архиереями». Однако теперь Патриарх Варфоломей провозгласил самого себя главой православных верующих Украины и направил своего представителя в Киев для создания новой церковной структуры.

О том, какой будет эта структура, сейчас много пишут в украинской прессе. Вопреки ожиданиям президента Порошенко, она не будет ни национальной, ни автокефальной. Устав этой структуры написан не в Киеве, а в Стамбуле, и передан представителю администрации украинского президента в готовом виде. В уставе прописано, что создаваемая «Православная Церковь в Украине» не будет иметь право открывать приходы за пределами Украины; не может канонизировать своих святых, но должна подавать прошения в Стамбул, где и будут приниматься решения; миро получать тоже будет из Стамбула. Любой архиерей этой церкви, недовольный решениями своего священноначалия, сможет апеллировать к Константинопольскому Патриарху, и судьба его будет решаться в Стамбуле, а не в Киеве.

Авантюра с созданием «автокефальной церкви» на Украине вопреки воле большинства православных верующих страны обречена на провал. Это становится очевидно всякому неангажированному наблюдателю.

Но неужели, спросит кто-нибудь, Патриарх Варфоломей ни с кем не посоветовался, прежде чем втянуться в эту историю? Он, конечно же, советовался с «экспертами» из собственного окружения, которые внушали ему, что в канонической Украинской Православной Церкви много сторонников автокефалии, которые все примут участие в «объединительном соборе»: называли разные цифры — от 10 до 25 архиереев и даже более. Рисовали картины миллионов верующих, алчущих и жаждущих константинопольского томоса. Приводили ложную статистику, занижая численность сторонников канонической Церкви и завышая количество адептов раскольничьих структур. Уверяли, что надо только снять прещения с раскольников — и тут же они войдут в общение с канонической Церковью.

Патриарха Варфоломея ввели в заблуждение некомпетентные советники, нарисовавшие ему ложную картину происходящего на Украине. Были, правда, и те, кто говорили ему о реальном положении вещей и предупреждали о тяжелых последствиях избранного им курса. С Патриархом Варфоломеем беседовали и Патриарх Кирилл, и Предстоятели ряда других Поместных Православных Церквей. К сожалению, он остался глух к этим предупреждениям. И сегодня пожинает горькие плоды своего нежелания прислушаться к голосу мирового Православия.

Ни одна Поместная Церковь не поддержала действия Константинопольского Патриарха на украинском направлении. Разве это не красноречивый показатель уровня авторитета, которым сегодня пользуется Константинопольский Патриарх в мировом Православии? Его авторитет безвозвратно подорван, ибо тот, кто призван был объединять Церковь, расколол ее; кого считали первым среди равных, объявил себя первым без равных, не нуждающимся в поддержке других Церквей.

Вместо того чтобы посылать повестки на «объединительный собор» архиереям Украинской Церкви, минуя их канонического Предстоятеля, Константинопольскому Патриарху следовало бы на Украину «послать посольство просить о мире»: извиниться перед Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, извиниться перед миллионами верующих за причиненную им боль и отказаться от дальнейших действий на украинском направлении. А президенту Украины следовало бы прекратить заниматься не своим делом. Пусть православные верующие Украины сами решают свою судьбу — без давления и насилия со стороны светской власти.

Православный портал «Иисус»/Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Версия: греческая

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл встретился с освобожденным митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном

Вышел в свет очередной номер журнала «Церковь и время»

Состоялось заседание Межрелигиозной рабочей группы по защите прав верующих от дискриминации и ксенофобии

Священный Синод призвал международное сообщество возвысить голос в защиту верующих Украинской Православной Церкви

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку Украинской Православной Церкви

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье

Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины»

Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви