Автор текста — протопресвитер Иоанн К. Диотис, богослов, журналист, писатель и издатель.
Поскольку я опубликовал уже ряд пространнейших статей о нашумевшем украинском вопросе, то считаю необходимым прокомментировать содержание желчного письма Вселенского Патриарха Варфоломея Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу.
Общее мое замечание таково, что автор письма Патриарх, утратив хладнокровие, действует резко и прилагает всевозможные усилия, чтобы указать на несуществующие уязвимые моменты в действии Патриарха Иерусалимского по созыву Предстоятелей других автокефальных Церквей для обсуждения предоставленной Вселенским Патриархом лжеавтокефалии созданной им личной лжецеркви на Украине из изверженных, анафематствованных, самосвятов и раскольников при явном антиканоническом вторжении на каноническую территорию Московского Патриархата. Далее я перехожу к обличению и опровержению следующих пунктов Патриаршего письма:
- Вселенский Патриарх не признает за Патриархом Иерусалимским права встречаться с другими Предстоятелями Поместных Православных Церквей. Таковое право, как он полагает, имеет только он сам. Это поведение Константинопольского Патриарха есть поведение диктатора. Он воспринимает Патриарха Иерусалимского в качестве административно подчиненного себе, а отсюда стиль порицания и антицерковный этос его письма. Но Патриарх Варфоломей не должен не знать, что в 1443 году в Иерусалиме был созван Собор Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, который публично осудил Флорентийское лжеединство. И снова Вселенский Патриарх не должен не знать и о другом Соборе в Иерусалиме в 1672 году, который занимался вопросом, связанным с Лукарисом.
Однако Патриарх Иерусалимский созывает не Всеправославный Собор, а просит Предстоятелей Поместных Церквей встретиться ради вышеуказанной цели, как это имело место и на Кипре ради той же цели в виде встречи трех Патриархов Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Архиепископа Кипрского. Там могли бы собраться и другие главы автокефальных Церквей, при этом не возникло бы экклесиологических проблем. Патриарх Варфоломей поревновал первенству власти Папы. Предстоятели Церквей не состоят под властью и опекой Патриарха Варфоломея. Они имеют полную свободу встречаться друг с другом где захотят и когда захотят.
- Особый акцент Патриарх Варфоломей делает на том факте, что пригласительное письмо Патриарха Иерусалимского написано на английском языке. Сие Владыка Босфора воспринимает почти как святотатство. Большинство автокефальных Церквей — не грекоязычные, и грекоязычный текст письма был бы для негрекоязычных Предстоятелей более трудным [для восприятия], чем английский. А грекоязычным таковой английский текст также не предоставляет затруднений, потому что английский язык — язык международный.
Патриарх Варфоломей утверждает, что этим «письмом на английском языке» создается опасность «проникновения в Святые Места чужих для "нашего Народа"». Господи, помилуй! Это утверждение — совершенно беспочвенное. Что происходит? Серьезность совсем ушла, как я обычно пишу в таких случаях?
- Патриарх Варфоломей высказывается в том смысле, что инициатива Патриарха Иерусалимского превращает «нашу Православную Церковь в конфедерацию Церквей по протестантскому типу» без какого-либо обоснования. Шизофрения!!!!! Совершенно непостижимо то, как думает этот Патриарх. А думает ли??? Как кажется, другие пишут, а он подписывает, не думая, что подписывать.
- Патриарх Варфоломей пишет, что встреча Предстоятелей, к которой стремятся, происходит «без какой-либо подготовки». Ребяческий аргумент. Более года прошло, как опубликованы и постоянно публикуются сотни статей об украинском вопросе в области печатной и электронной журналистики и, следовательно, в мировом масштабе по этому вопросу есть полная информация. Да и время с момента приглашения до времени встречи достаточно для окончательной подготовки. Кроме того, то, что каноническая Церковь на Украине под руководством Онуфрия принадлежит Московскому Патриархату, то, что Патриарх совершил тяжелейший канонический проступок, вторгнувшись в чужую церковную юрисдикцию Московского Патриархата, то, что Патриарх не имел компетенции и даже возможности снять наложенные Московским Патриархатом церковные прещения, то, что Патриарх письменно признал эти прещения, то, что автокефалия была предоставлена изверженным, анафематствованным, самосвятам и раскольникам, а не канонической Церкви владыки Онуфрия, и то, что своими антиканоническими и своевольными действиями Патриарх Варфоломей потрясает не только Украинскую Церковь, но возмущает и все Православие, — все это является доказанными и неоспоримыми фактами. Нет иной необходимости какой-либо подготовки.
- Патриарх Варфоломей странно, безрассудно и в отрыве от действительности утверждает в своем письме, что данное собрание Предстоятелей «нанесет удар по единству Церкви». Эта мысль просто чудовищна и приводит в негодование. Именно ради потрясенного по вине Патриарха Варфоломея расколами и многочисленными острейшими церковными противостояниями единства всего Православия и собираются Предстоятели Церквей, чтобы сдержать дальнейшее усугубление всей драматической ситуации и по возможности содействовать уврачеванию нанесенных до сего дня болезненных ран страждущему Телу Православия.
- Наконец, упорный отказ Вселенского Патриарха Варфоломея созывать Всеправославный Собор или Собрание Предстоятелей вынудил Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила принять на себя настоящую инициативу.
Имеется крайняя необходимость собраться вместе главам всех автокефальных Церквей, чтобы изложить свою позицию. Но прежде всего должен присутствовать зачинщик и виновник всеправославного волнения, равно как и содействовавшие ему Архиепископ Афинский Иероним и Патриарх Александрийский Феодор. А Вселенский и будет руководить дискуссией.
Данную инициативу Патриарха Иерусалимского поддерживает и в высшей степени знаток греческого языка (он преподает древнегреческий на Белградском богословском факультете) Преосвященный епископ Бачский (Сербия) Ириней (Булович). В соответствующем интервью сербской газете он сурово критикует Вселенского Патриарха Варфоломея за дурное поведение по отношению к Патриарху Иерусалимскому Феофилу, действие которого по созыву встречи Предстоятелей Церквей Ириней считает предпринятым «по божественному вдохновению» и объясняет, что «проблема состоит в том, что Патриарх Константинопольский отказывается созывать таковое совещание, зная, что окажется в меньшинстве».
Данный текст публикуется в газетах и сети Интернет и направляется в копии во все Православные Патриархаты и все другие автокефальные Православные Церкви.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru