Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви: исторические уроки и параллели с современной церковной ситуацией на Украине

Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви: исторические уроки и параллели с современной церковной ситуацией на Украине
Версия для печати
23 октября 2019 г. 21:18

25-26 февраля 2019 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла научно-практическая конференция «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений», в ходе которой профессор ПСТГУ иерей Александр Мазырин представил доклад «Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви: исторические уроки и параллели с современной ситуацией».

В последнее время при разговоре о современных проблемах церковной жизни на Украине все чаще вспоминается поддержка Фанаром (Константинопольской Патриархией) российского обновленческого раскола в 1920-1930-е гг. Указания на зазорную политику фанариотов тех лет в связи с переживаемым сейчас украинским кризисом появляются уже не только в публицистических и исторических трудах, но и в официальных документах Русской Православной Церкви1. Действительно, параллели напрашиваются сами собой: и в оценке раскольников, и в мотивации Фанара, и в позиции православной стороны. Этим параллелям и посвящается предлагаемый доклад.

Для начала необходимо коснуться вопроса о сущности обновленческого раскола, потрясшего Русскую Церковь без малого сто лет назад. Само советское обновленчество приписывало себе достаточно благородную генеалогию, выводя ее из церковного движения начала ХХ в., выступившего «против синодального режима» и фактически поддержанного тогда таким уважаемым иерархом, как столичный митрополит Антоний (Вадковский)2. Фактом, однако, является то, что большинство ревнителей церковного обновления начала века, в 1920-е оказались не в расколе, а в числе его противников. Яркий пример — петроградский протоиерей Михаил Чельцов, бывший одним из главных идеологов громко заявившего о себе в 1905 г. кружка «32-х» священников, в котором некоторые затем пытались углядеть «предвестника живой церкви». Вспоминая те события, священномученик Михаил писал в 1928 г. (незадолго до своего последнего ареста и расстрела): «Да, к нашему движению стали примазываться лица из духовенства, ничего общего с нами не имевшие. Во имя обновления, и как бы в полном согласии с нами, появились не столько у нас в епархии, — у нас были только единичные разговоры, не отливавшиеся ни в какую отчетливость и требовательность, — сколько по провинции требования подчинения епископов пресвитерианским советам, двубрачия духовенства, женатого епископата и кое-что другое в этом роде… Ничего из этого наш кружок не только не поддерживал, но себя от него всячески старался оградить…»3

Среди московских прогрессивных священников начала ХХ века можно выделить протоиерея Николая Добронравова. В 1917 г. он и целый ряд других церковных деятелей подобного настроения оказались в числе наиболее активных членов Всероссийского Поместного Собора. Они всячески поддерживали обсуждаемые на Соборе реформы, необходимые тогда Русской Церкви: возрождения самого института регулярно проводимых Соборов, широкое привлечение рядового духовенства и мирян к деятельности органов церковного управления всех уровней (от высшего до приходского) и т.д. Не все из них сочувствовали идее восстановления московского Патриаршества (протоиерей Николай Добронравов был одним из главных критиков этого преобразования), но дух раскола им был чужд и в дальнейшем они сохранили верность Церкви Патриарха Тихона. Тот же протоиерей Николай, приняв монашество, стал затем патриаршим викарием и окончил жизнь мученически на Бутовском расстрельном полигоне.

Воплощением идеи подлинно церковного обновления стал именно Собор 1917-1918 гг., впоследствии заклейменный советскими обновленцами (вслед за их большевистскими кураторами) как «черносотенный и реакционный». Сами же «красные» обновленцы были людьми совсем иного духа. Главным побудительным мотивом этих лиц было не стремление к необходимым для Церкви преобразованиям (Собор их уже осуществил), а желание приспособиться к новой богоборческой власти, с тем чтобы избежать преследований с ее стороны, а по возможности, добиться и каких-то карьерных высот.

Полный текст доклада


1 См., напр.: Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2018. Сент. № 9. С. 9-10.

2 См., напр.: Белков Е., свящ. Предвестники живой церкви // Живая Церковь. 1922. 23 мая. № 2. С. 10.

3 Чельцов М., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг. / Публ. В. В. Антонова // Минувшее. Вып. 17. С. 420.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл: Константинопольский Патриарх — это не свободный человек

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно [Статья]

При поддержке депутата и полиции в Хмельницкой области Украины захвачен Покровский храм села Загонцы

Суд постановил передать государству Успенский собор Украинской Православной Церкви в Каневе

Предстоятель Польской Православной Церкви призвал молиться о подвергающихся гонениям православных верующих Украины

Митрополит Черкасский Феодосий рассказал в ООН о преследовании Украинской Православной Церкви властями Украины

Архиепископ Севастийский Феодосий: Православная Церковь подвергается на Украине невиданному преследованию и насилию

В поселке Коцюбинское Киевской области рейдеры захватили храм канонической Церкви во время богослужения

Полиция помогла рейдерам «Православной церкви Украины» захватить храм в с. Слободка-Кульчиевецкая Хмельницкой области

В епархиях Белорусского экзархата прошел курс лекций по православной экклезиологии

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля [Патриарх : Проповеди]

В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения»

Архиепископ Севастийский Феодосий посетил Русскую духовную миссию

Предстоятель Польской Православной Церкви призвал молиться о подвергающихся гонениям православных верующих Украины

Архиепископ Севастийский Феодосий: Православная Церковь подвергается на Украине невиданному преследованию и насилию

Синод Антиохийского Патриархата призвал усилить молитвы об Украинской Православной Церкви

Aрхиепископ Севастийский Феодосий: Притеснения, которым подвергается Православная Церковь на Украине, несправедливы, их нельзя оправдать и принять ни в какой форме

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье

Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины»

Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви

Можно ли говорить об иерархии среди Предстоятелей Поместных Церквей? Термин ἱεραρχία в византийской традиции

О преследованиях Украинской Православной Церкви. По материалам СМИ, 19-30 апреля 2023 г.