Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Признать «церковь» с иерархией без апостольского преемства — серьезнейший вызов

Признать «церковь» с иерархией без апостольского преемства — серьезнейший вызов
Версия для печати
9 апреля 2019 г. 14:42

Статья протопресвитера Анастасия Готсопулоса, настоятеля храма св. Николая в г. Патры.

Необходимые пояснения:

1. Эта статья была написана со страхом и трепетом перед опасностью признания Поместными Церквями епископских «хиротоний» без Апостольского преемства, что грозит необратимым образом запятнать епископский корпус Вселенского Православия. Я буду искренне рад, если подтвердится, что я ошибаюсь в данных, которые привожу, или что я пришел к неверным выводам.

2. Во избежание скандала я полностью умалчиваю о нравственных качествах «епископов» раскольнических групп на Украине, ибо здесь уместно выражение апостола Павла: «стыдно и говорить»… Удивительно, однако, насколько опрометчиво и поспешно они были удостоены «автокефалии» и теперь требуют признания от других Православных Церквей, бросая вызов межправославному церковному сознанию.

3. Надеюсь, что обстоятельства не вынудят нас опубликовать такого рода информацию к посрамлению тех, кто признает пастырями народа Божия людей с такими качествами.

***

Согласно объявлению Вселенского Патриархата от 11 октября 2018 года, Священный Синод Вселенского престола решил принять «прошения об апелляции от Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей… Таким образом, вышеупомянутые лица были канонически восстановлены в их иерархическом или священническом звании, также их последователи были восстановлены в общении с Церковью».

Что касается прошения об апелляции Филарета, то мы упоминали в нашей более ранней публикации[1], что Вселенский престол в 1992 году уже рассматривал прошение об апелляции Филарета и тогда отклонил его. Отметим также, что с тех пор в течение 26 лет подряд Филарет не только не проявлял уважения к решению компетентного церковного суда, но и нарушал его и, игнорируя всеправославное признание вынесенного ему обвинительного приговора, совершал серьезнейшие церковные преступления (будучи низложенным проводил десятки рукоположений, сформировал раскольнический Синод, самоназвался патриархом, вступил в общение с раскольниками других церквей, наводнил своими алтарями Украину и другие области и т.д.), провоцируя раскол и смущение народа.

Следовательно, обвинительный приговор Московского Патриархата, вынесенный по его делу в 1992 году, не подлежал апелляции в соответствии с 4-м правилом Антиохийского Собора, 22-м Апостольским правилом, 37-м правилом Карфагенского Собора (по Кормчей книге) по причине продолжавшегося на протяжении десятилетий антиканоничного и вызывающего поведения Филарета.

Что касается Макария Малетича, лидера раскольнической группы под названием «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ)[2], то его случай принципиально отличается и является чрезвычайно серьезным для всего Православия. Отметим, что группа Малетича представлена в новой «автокефальной» церкви 15 «епископами», тогда как всего там насчитывается 50 епископов (то есть, епископы Малетича составляют 30% от общего числа иерархов новой церкви).

Также стоит обратить внимание и на то, что защищающие выбор Фанара в украинском вопросе, говоря о Филарете и его пресловутом «восстановлении», при этом хранят полное молчание относительно гораздо более серьезной ситуации с Макарием. О нем никогда не упоминают. Это и стало причиной нашего особого беспокойства, так как, в то время как Русская Православная Церковь компетентным образом выдвинула серьезнейшие обвинения (некоторые из которых были опубликованы), компетентные органы как Фанара, так и новой «автокефальной» церкви в Киеве хранят молчание. Они не предоставляют никакого объяснения для опровержения обвинений, тем самым создавая почву для распространения беспокойства.

Вселенский Патриарх в объявлении об акте восстановления Макария говорит о прошении об апелляции Макария Малетича, которое (как известно) было подано с целью отмены обвинительного решения против епископа или иного священнослужителя. Однако Макарий Малетич не имел права подавать прошение об апелляции, так как он не был осужден церковным судом в качестве епископа. Он был протопресвитером канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), затем вышел из-под ее юрисдикции и вступил в раскольническую УАПЦ. Церковь Украины отстранила его от служения.

3 ноября 1996 года, состоя в раскольнической группе УАПЦ, он был «рукоположен» во «епископа» архиереями, не имеющими канонической хиротонии, а именно Димитрием Яремой, Игорем Исиченко и Мефодием Кудряковым. Все трое «рукоположивших» Макария не имеют Апостольского преемства, потому что приняли свою хиротонию от известного шарлатана — саморукоположенного Викентия Чекалина[3]. Однако в связи с тем, что Макарий состоял в раскольной группе, в которой и был «рукоположен», Русская Православная Церковь не занималась его делом и, разумеется, никогда не судила его в качестве «епископа».

Следовательно, возникают два крайне важных вопроса. Раз не существует приговора «епископу» Макарию Малетичу, относительно какого обвинительного решения он подал прошение об апелляции Вселенскому Патриарху? И, следовательно, какое обвинительное решение было отменено Патриархом и Синодальным решением от 11 октября 2018 года? Когда и путем какой канонической хиротонии Макарий получил «архиерейский сан»? Когда он был лишен «архиерейского сана», который он приобрел, чтобы восстановить его теперь в этом сане решением Патриархата? Каким образом Священный Синод Вселенского Патриархата «восстановил в иерархическом звании» Макария? Возможно ли, чтобы синодальное патриаршее решение по прошению об апелляции восполнило отсутствие Апостольского преемства при епископской хиротонии? И с каких пор «каноническая прерогатива Константинопольского Патриарха принимать прошения об апелляции со стороны иерархов и другого духовенства от всех автокефальных Церквей» включает также исправление отсутствия Апостольского преемства при епископской хиротонии?

Епископы УАПЦ (составляющие 30% Синода новой «автокефальной» церкви Украины) рукоположены двумя лицами — низложенным и саморукоположенным! Низложенным бывшим епископом Иоанном Боднарчуком и саморукоположенным шарлатаном Виктором (Викентием) Чекалиным, которые в 1990-е годы «рукоположили» первых «епископов», основав группу раскольников и неканоническую — не имеющую Апостольского преемства — иерархию УАПЦ.

Выскажемся более конкретно. Иоанн Боднарчук был епископом Житомирским Московского Патриархата, в лоне которого и был рукоположен каноническим образом во епископа 23 октября 1977 года. Его рукоположил митрополит Киевский Филарет (Денисенко) и другие епископы Украинской Православной Церкви, которая состояла в каноническом общении с Московским Патриархатом и всеми Православными Церквями. Однако он отделился от своей Церкви и потому 14 ноября 1989 года был низложен по решению Синода Московского Патриархата. Он никогда не подавал прошения об апелляции. Состоял в раскольнической группе УАПЦ и, будучи низложенным, совместно с Викентием Чекалиным рукополагал первых «епископов» в расколе УАПЦ. В 1992 году он обратился в Московский Патриархат с просьбой о возврате в Русскую Православную Церковь, но в 1993 году вошел в состав раскольнической группы «Украинская православная церковь киевского патриархата» (УПЦ КП) под предводительством Филарета (Денисенко).

Виктор (Викентий) Чекалин был диаконом Русской Православной Церкви. Он никогда не был рукоположен ни во пресвитера, ни во епископа, даже в составе раскольнической группы. В 1987 году он преподавал в сельскохозяйственной школе в Калужской области, где (на основании жалоб родителей учеников) был осужден на три года тюремного заключения за совращение несовершеннолетних. После его досрочного освобождения в 1988 году он самоназвался «епископом Яснополянским» «Истинной православной церкви». Публиковал тексты, в которых критиковал церковное руководство Русской Православной Церкви, обвиняя его в экуменизме и связях с другими конфессиями. В 1990 году переехал в Джорданвилль в США в поисках поддержки Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), но был изгнан и депортирован из Соединенных Штатов, так как совершил кражу антиминсов и литургических книг. Впоследствии прибыл на Украину и в вымышленном статусе епископа «катакомбной церкви» вступил в УАПЦ, в которой вместе с низложенным епископом Иоанном Боднарчуком основал иерархию УАПЦ, «рукоположив» Василия Боднарчука и Андрея Абрамчука (24.03.1990 г. и 07.04.1990 г.).

Позже, в конце 1990 годов, он вступил в Украинскую греко-католическую церковь (униатскую), и униат Владимир Стернюк, епископ Львовский, от лица папы Римского назначил его «первоиерархом Русской католической церкви» (униатской) с правом рукоположения и принятия епископов, основания епархий и всеми другими правами в части управления, издав также соответствующее письмо. Чекалин приступил к созданию греко-католических (униатских) общин в Латвии и России. В 1991 году Ватикан официально признал, что Викентий Чекалин не имеет канонической архиерейской хиротонии, не является епископом и не подчиняется униатской митрополии Львовской, тогда как епископ Владимир Стернюк по причине его сотрудничества с Чекалиным был отстранен от должности.

В начале 1990-х годов Чекалин, обманув супружескую пару из числа своих духовных чад, похитил их девятилетнего сына, с которым бежал в Австралию. Там он представил ребенка как своего сына, получил новое удостоверение личности на имя Винсент Берг и австралийское гражданство. Позже мать ребенка неоднократно обвиняла Чекалина в похищении и совращении несовершеннолетнего, но попытки вернуть ребенка в семью не увенчались успехом. В Австралии Чекалин долгое время представлял себя жертвой политических репрессий в СССР, епископом англиканской церкви и «психиатром секретной школы КГБ». В сентябре 2018 года Чекалин был приговорен в Австралии к четырем годам и трем месяцам тюремного заключения за многочисленные акты мошенничества и фальсификации, так как он представлялся психиатром, предъявляя поддельные дипломы. Его также обвиняли в сексуальных преступлениях против несовершеннолетних. Доказательства обвинений были опубликованы в австралийских средствах массовой информации и в интернете.

К сожалению, от такого рода «архиереев» без Апостольского преемства получили хиротонию большинство «иерархов» УАПЦ! «Иерархия» УАПЦ появилась 24 марта 1990 года, когда было совершено «рукоположение» во «епископа» Василия Боднарчука низложенным бывшим епископом Московского Патриархата Иоанном Боднарчуком и саморукоположенным, то есть не имевшим никакого рукоположения во епископа, шарлатаном Викентием Чекалиным. Впоследствии, 7 апреля 1990 года, саморукоположенный Викентий Чекалин и Василий Боднарчук «рукоположили» во «епископа» Андрея Абрамчука. После этого они создали «иерархию» раскольнической группы под руководством Макария Малетича — «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ).

Сегодня в Синоде новой «автокефальной» церкви Украины под руководством нового «архиепископа» Епифания, получившего Томос об автокефалии от Константинополя, состоят 15 «епископов» УАПЦ Макария Малетича, получившие «хиротонию» от Иоанна Боднарчука и саморукоположенного Викентия Чекалина. То есть 30% «иерархов» новой «автокефальной» церкви Украины не имеют Апостольского преемства…

Однако наибольшая трагедия случится, если найдутся — не дай Бог! — Поместные Православные Церкви, которые признают такие хиротонии каноническими и святодуховными, желая служить мирским целям… До сих пор, слава Богу, этого не случилось, но все Православные Церкви со страхом и трепетом стоят перед лицом опасности признания саморукоположенных без Апостольского преемства в качестве канонических епископов Церкви Христовой, что непоправимо запятнает епископский корпус Вселенской Православной Церкви.

Перевод выполнен под редакцией Афанасия Зоитакиса

Romfea.gr

5 апреля 2019 г.

[1] π. Ἀν. Γκοτσοπούλου. «Μικρὴ συμβολὴ στὸ διάλογο γιὰ τὸ Οὐκρανικὸ "Αὐτοκέφαλο"». Σελ. 22-24 // https://anastasiosk. blogspot.com/2019/02/blog-post_82.html#more, καί https:// aktines.blogspot.com/2019/02/blog-post_77.html.

[2] UAOC: «Οὐκρανικὴ Αὐτοκέφαλη Ὀρθόδοξη Ἐκκλησία» (σχισματικὴ ὁμάδα ὑπὸ τὸν Μακάριο (Maletic). Ἐπανίδρυση τῆς «Ἐκκλησίας τῶν αὐτοχειροτονηθέντων-σαμοσφιάτοι» τοῦ Βασιλείου Λιπκόφσκι (1922) βλ. π. Ἀν. Γκοτσοπούλου, «Νὰ χαιρόμαστε τὸν νέον "προκαθήμενον"…», στὸ https://aktines.blogspot.com/2019/02/blog-post_3.html.

[3] Βλ. https://www.romfea.gr/diafora/25366-idrutis-sxismatikon-tis-oukranias-katadikasthike-gia-apati-kai-plastografia.

Православие.ru/Патриархия.ru

Версия: греческая

Материалы по теме

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку Украинской Православной Церкви

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье

Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины»

Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви