В распространенном ранее Бюро печати и массовой информации Сербской Православной Церкви документе, в частности, рекомендовано сербским иерархам и священнослужителям воздерживаться от литургического и канонического общения не только с «предстоятелем» новосозданной «ПЦУ» и иже с ним, но также с сослужащими и имеющими с ними общение архиереями и клириками.
Позицию Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине приветствуют и одобряют многие Поместные Православные Церкви. Однако некоторые православные христиане недоумевают, в связи с чем они и обратились к нам в письменной форме по поводу того, прекращает ли Сербская Православная Церковь общение с Константинопольским Патриархом, поскольку он первым сослужил с человеком, не имеющим благодати архиерейства, Епифанием, ссылаясь на свои права и привилегии Первого и, по той или иной причине, упуская из виду — надеюсь, временно — слова Иисуса Христа о том, что в Церкви первым является тот, кто хочет всем служить, подобно Самому Господу, Который есть Первый в абсолютном смысле, но одновременно и Первый, Кто пришел в мир не чтобы Ему служили, но чтобы Самому быть слугой и положить душу Свою за многих, за всех. Более того, по причине непонимания или злонамеренно, некоторые сайты уверяют, будто Сербская Православная Церковь не иначе как полностью прекратила общение с Константинопольской Церковью.
В связи с этим предлагаю следующие размышления и объяснения.
Просто так нельзя прекратить общение между Церквами. Ибо восстановить общение намного тяжелее, чем прекратить его. Даже и сам Московский Патриархат, несмотря на прекращение общения в знак острейшего протеста против действий Константинополя на Украине, все-таки не идет до конца — сохраняет, хотя и отчасти, общение со Святой Горой Афонской, прежде всего, с монастырем Святого Пантелеимона. В конце концов, и в самой Константинопольской Патриархии имеются видные архиереи и богословы, которые не согласны с действиями Святейшего Патриарха Варфоломея в отношении Украины (например, митрополит Каллист (Уэр)). Находясь перед такими вызовами и искушениями, не нужно совершать необдуманные поступки, скорее, нужно поступать с рассуждением и в надежде на то, что благодать Духа Святого вскоре исцелит наши немощи. Однако в то же время мы не можем пренебрегать общеобязывающими каноническими нормами, в которых поясняется, что нет общения с отлученными, то есть с теми, кто добровольно и своевольно лишил себя благодатного общения. Мы не можем и не смеем сглаживать существенную разницу между Церковью и расколом, между законными преемниками святых апостолов и «самопосвящеными» самозванцами. K тому же речь идет об отношении к отдельным людям в епископате, духовенстве и народе, а не к Церквам как таковым.
Поэтому Священный Синод Сербской Православной Церкви ответственно и благовременно указывает на данную каноническую норму и призывает к ее исполнению с рассуждением и без спешки. К тому же нужно делать все возможное, чтобы Господь вернул Церкви благодатный огонь единства. Потому Синод рекомендует своим иерархам и духовенству уклоняться от общения с теми, у кого имеются явные канонические проблемы (следовательно, не требует и не приказывает обязательно и неизбежно в сию минуту прекратить общение, прежде чем будет принято соборное решение, решение Собора). Впрочем, такие крупные, многозначительные и нелегкие решения, каким являлось бы решение о прекращении общения, выходят за рамки компетенции Синода: такое решение может принять только Собор всех архиереев. По моему скромному мнению, такая синодальная рекомендация означает, что те, которые будут применять эту рекомендацию, будут идти путем освященной канонической акривии, в то время как те, которые пока что не применяют, будут на пути правомерной канонической икономии.
Только Господь знает, чем все это кончится. Если Поместные Православные Церкви выдержат все то давление, которого следует ожидать, и останутся при своей нынешней позиции, то есть не признавая Денисенко, Думенко и остальную компанию, на практике это будет означать общее согласие с принципиальной позицией нашей Церкви. С другой стороны, если некоторые Церкви уступят, это неизбежно приведет к окончанию периода икономии, наполненного надеждой и ожиданиями, а также приведет к началу великой смуты с еще более хрупким единством даже в пределах одной и той же Поместной Церкви. Такие события ввергнут в длительный канонический беспорядок, а, возможно, не дай Бог, и в доктринальные, экклесиологические недоразумения и споры. Когда раскол сопровождается догматическими междоусобицами, тогда со временем брань еще более обостряется, а раскол усугубляется. В случае, если раскол затянется, только Дух Святой сможет устранить рознь между Церквами. В истории Церкви было много примеров, подтверждающих эту печальную правду. Дай Бог, чтобы она всем нам была учительницей жизни и чтобы воцарились единство, мир, единодушие и любовь между Божиими Церквами, прежде всего, между их Предстоятелями, архипастырями и пастырями, призванными быть последователями Единого Доброго Пастыря, Господа нашего Иисуса Христа!
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru