Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Клинский Леонид: Александрийский Патриарх должен внимательно прочесть решение Синода Русской Православной Церкви

Митрополит Клинский Леонид: Александрийский Патриарх должен внимательно прочесть решение Синода Русской Православной Церкви
Версия для печати
21 февраля 2022 г. 17:47

Протоиерея Андрея Новикова и священника Георгия Максимова вызвали в церковный суд Александрийского Патриархата за их миссионерские труды в недавно созданном Патриаршем экзархате Африки. Причиной создания экзархата, как сообщалось, стало желание более сотни африканских священников перейти в Русскую Православную Церковь в знак несогласия с тем фактом, что Александрийский Патриарх Феодор признал неканоническую церковь Украины (ПЦУ). Приход Русской Православной Церкви на африканский континент был встречен в штыки александрийским епископатом и воспринят как посягательство на каноническую территорию чужой Церкви. Последние события на этой ниве в интервью порталу «Интерфакс-Религия» прокомментировал Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид.

— Владыка, вы сообщили у себя в Telegram, что наших священников, которые сейчас улаживают на местах формальные вопросы перехода африканских общин в Русской Православной Церкви, вдруг вызвали на заседание суда Александрийского Патриархата. Является ли это обычной практикой, насколько допустимо судить священников, принадлежащих к другой Поместной Церкви?

— Нет, конечно. Ситуация это неординарная, и я не помню за свою священническую и архиерейскую практику, чтобы такое было. Но и само создание экзархата — оно неординарное. Скажу так: Александрийский Патриарх должен не искать виновных среди священников, которые исполняют свой пастырский долг по благословению Священноначалия, а должен внимательно прочесть решение Синода Русской Православной Церкви и последнее сообщение Отдела внешних церковных связей, где черным по белому написано, что Русская Православная Церковь призывает Патриарха Феодора пересмотреть свое антиканоничное решение по Украине и вернуться на рельсы канонического Православия, то есть не вносить в него раскол.

Что касается правомочности, то, конечно, вызывать наших клириков в суд они не имеют права. Александрийский Патриарх может обращаться к своим клирикам, к своей пастве. Что до другой Поместной Церкви, то есть определенные рамочные правила, устав, и если Патриарх Феодор какие-то вопросы имеет, то должен обращаться непосредственно к полноте Русской Церкви, а не поступать, как принято в некоторых вроде бы серьезных организациях, которые говорят, что называется, в одно лицо и абсолютно не хотят слышать никого вокруг. Мы такие мантры слышим сейчас и на политической платформе, слышим и от Константинопольского Патриарха, ну, и ему вторит, естественно, Патриарх Александрийский.

— Может ли иметь решение Александрийского суда по делу русских священников какие-то последствия для нашей недавно начатой миссии в Африке?

— Никаких абсолютно последствий это иметь не будет. Это неправомерное решение, которое Русская Православная Церковь никогда не признает.

— Как много священников на сегодня уже перешло из Александрийской в Русскую Церковь?

— Точных цифр я пока привести не могу. Одна миссионерская группа у нас уже вернулась, вторая продолжает еще работать, сейчас ей на смену полетят две других группы, и статистические выкладки меняются практически каждый день. Приблизительное число клириков, перешедших в Русскую Православную Церковь, сейчас около 160-170 человек. Но мы понимаем, что за многими цифрами стоят прежде всего живые люди, с которыми мы работаем на земле. От Александрийского Патриарха они не услышали объяснения того, почему он признал ПЦУ, были только отговорки типа «мы все сами решим». В одной из африканских стран на прямую просьбу объяснить ситуацию Патриарх Феодор, не смущаясь, ответил: «Вам это не надо, это между мной и Патриархом Кириллом».

— А сколько всего священников в Александрийском Патриархате?

— У нас нет данных. Но самое удивительное, что и у них тоже нет. Можете себе представить, да? Несмотря на то, что миссионерский охват Африки произошел в начале прошлого столетия, более ста лет люди несут свое служение на африканском континенте, однако у них до сих пор нет никакой статистики. И это тоже характеризует александрийский епископат.

— Православные живут по всему миру, паства Константинопольского Патриарха есть и в Европе, и в Америке. Глава Элладской Церкви, также признавший ПЦУ, имеет обширную паству в пределах Греческой Республики. Но почему именно африканские прихожане и клирики так остро восприняли тот факт, что их духовный лидер согласился с углублением раскола на Украине, и стали массово переходить в Русскую Православную Церковь? Казалось бы, где Украина, а где Африка...

— По другим континентам я судить не берусь, а насчет Африки, которую с недавних пор курирую, могу сказать, что за десятилетия тут накопилось очень много негатива — и расизм греческих епископов по отношению к своим клирикам из местного населения, и элементарное отсутствие заботы о прихожанах. Я понимаю, что 1,3 миллиарда людей сложно обеспечить заботой. Только если мы говорим о каких-то временны́х рамках, то это сложно сделать за пять, за десять лет, но за сто лет что-то можно было сделать! Чтобы не будки ставились в качестве храмов, а создавались какие-то подобия дома Божия и что-то делалось весомое для обеспечения миссии в этих странах.

— Вернемся к нашим священникам, которые сейчас совершают свою нашумевшую миссионерскую поездку по африканскому континенту. Само это путешествие весьма экзотично. Что более всего их поразило в устройстве православной жизни в Африке, в тех условиях, в которых эта жизнь протекает?

— Поразило отсутствие условий для православной жизни в том понимании, в каком мы привыкли видеть ее у себя в России, например. В некоторых странах люди абсолютно брошены. Епископы их посещают пару-тройку раз в год, а в основном находятся, как правило, у себя на родине — в Греции. По статистике, всего лишь несколько темнокожих епископов было в последнее время рукоположено, и это произошло, прошу заметить, впервые за последние несколько десятилетий!

Многие вещи, с которыми мы сталкиваемся там, — социальные, гуманитарные, образовательные программы — мало того, что их нет, так александрийцы еще усугубляют ситуацию, лишая крова, выгоняя из домов священнослужителей, которые к нам перешли, выгоняя детей из школы, лишая их образования, где-то на приходах перекрывают воду. Я много чего видел в своей жизни и пережил не одну войну, но чтобы в отсутствие военных действий происходил такой, мне не хочется употреблять слово «геноцид», такое унижение коренного населения, я не припомню.

«Интерфакс-Религия»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Православная община Буркина-Фасо перешла в Русскую Православную Церковь

Епископ Бачский Ириней: Украинская власть проявляет максимальную активность в гонениях на подлинную каноническую Церковь [Интервью]

Первый африканский иерей Русской Православной Церкви: Срывая на нас злобу, греки не победят [Интервью]

Священный Синод признал не имеющим канонической силы решение об «извержении из сана» митрополита Клинского Леонида

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку Украинской Православной Церкви

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл: Присутствие Русской Православной Церкви в Африке восходит к XIX веку

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании Второго саммита Россия — Африка [Патриарх]

Первый африканский иерей Русской Православной Церкви: Срывая на нас злобу, греки не победят [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Другие интервью

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным