8 декабря 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте, это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в нашей стране и за рубежом. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Усиливается давление со стороны политического Киева на каноническую Украинскую Православную Церковь. Только в Житомирской области прошло около восьми обысков на этой неделе. С чем Вы связываете усиление этого давления? В Киево-Печерской давре, по некоторым сообщениям, даже вскрывали мощи. Что ищут у канонической Церкви, что они надеются найти?
Митрополит Иларион: Все эти действия являются следствием политики нынешних украинских властей, направленной на дискриминацию канонической Украинской Православной Церкви. Задача заключается в том, чтобы сломать сопротивление. Каноническая Церковь не хочет участвовать в том беззаконном деянии, которое пытается совершить на Украине Константинопольский Патриарх Варфоломей и которое будет называться «объединительным собором».
Якобы этот «собор» должен объединить все ветви украинского православия, но на самом деле никаких ветвей нет, а есть Украинская Церковь, которая объединяет большинство православных верующих, и есть две группы раскольников. Пока властям Украины не удается объединить даже эти две группы раскольников.
Каноническая Украинская Православная Церковь единодушно высказалась за сохранение своего нынешнего статуса и не собирается участвовать в так называемом объединительном соборе.
Власти во что бы то ни стало нужно сломать волю украинских иерархов. Поэтому действуют, как говорится, не мытьем, так катаньем. Сейчас проходят обыски в храмах, в домах у архиереев. Архипастырей вызывают в СБУ и пытаются склонить к участию в этом беззаконном «соборе». Предпринимаются все возможные действия для того, чтобы изменить ситуацию в пользу украинских властей.
Е. Грачева: И тем не менее уже сейчас понятно, что никто из канонической Украинской Православной Церкви в этом «объединительном соборе» принимать участие не будет и поэтому он был вновь перенесен. Значит ли это, что П. Порошенко осознает, что без Московского Патриархата этот «собор» во всем мире будет рассматриваться как собрание раскольников, и что если Москва продолжит держать оборону и придерживать свои позиции, то и дальнейших шагов по предоставлению автокефалии Порошенко сделать не сможет. Или это не так?
Митрополит Иларион: Задачу привести на «объединительный собор» в Киеве как можно большее число архиереев канонической Украинской Православной Церкви перед президентом Порошенко поставил Патриарх Варфоломей. Он понимает, что если это будет «собор» одних раскольников, а канонический епископат не примет в нем участие, то происходящее будет выглядеть нелепо и странно.
Не будем забывать о том, что в канонической Украинской Православной Церкви 90 архиереев, и все они возглавляют крупные епархии с многотысячным населением, с сотнями храмов. Тогда как у раскольников не наберется, наверное, и 40 лже-архиереев. И некоторые из них возглавляют, по сути, номинальные епархии. Если весь этот так называемый объединительный собор будет состоять только из раскольников, конечно, у него не будет даже малой толики легитимности, необходимой для того, чтобы потом это собрание признать, что прекрасно понимает Патриарх Варфоломей. Поэтому я думаю, что он поставил перед Порошенко задачу добиться участия хотя бы кого-нибудь из архиереев канонической Церкви.
По-прежнему остается слишком много подводных камней и слишком много препятствий к созыву этого так называемого объединительного собора.
Е. Грачева: Запрещен въезд на Украину мужчинам из России от 16 до 60 лет. Возможно, он будет бессрочным. В ответ на это Москва не предприняла никаких зеркальных мер, более того, Госдума уже на этой неделе рассмотрела предложение В. Путина облегчить украинцам получение российского гражданства. Как Вам кажется, это правильный и адекватный ответ Москвы?
Митрополит Иларион: Запрещать людям въезд — это преступление. Нужно ведь учитывать, что еще с советских времен у многих украинцев есть родственники в России, а у многих россиян — родственники на Украине. Есть семьи, которые живут на две страны, и просто так ввести запрет миллионам людей на въезд в ту или иную страну значит нанести очень тяжелый удар, в том числе и по семейным отношениям.
Е. Грачева: Например, была запущена акция на дорогах: останавливайте дальнобойщиков из России, меняйте их на моряков… то есть уже идет какой-то абсолютный криминал в отношении граждан нашей страны. Сейчас мы видим запрет на въезд в страну и непонятно, кто от этого больше пострадает — украинцы или русские. К чему это все может привести в умах украинцев и о чем они между собой говорят уже сегодня, за несколько месяцев до выборов?
Митрополит Иларион: Порошенко делает все для того, чтобы остаться у власти. История с катерами — не что иное, как провокация, направленная на то, чтобы создать условия для введения военного положения. А для чего оно нужно? Для того, чтобы отложить выборы и не проиграть на них, чтобы сохранить власть. Для этой же цели затеяна и вся авантюра с так называемой автокефальной Украинской церковью.
Порошенко нужны какие-то громкие успехи и громкие победы. Одной из таких побед мыслится им создание украинской автокефальной церкви, но только народ церковный против этого проекта, поэтому он никак не может сдвинуться.
Е. Грачева: В Стамбуле три дня заседал Синод Константинопольского Патриархата. К какой редакции томоса в итоге они пришли, и чем завершилось это заседание?
Митрополит Иларион: Насколько известно, на заседании был принят, а затем передан чиновникам из администрации президента Украины проект устава «новой украинской православной церкви». Насколько можно судить, предполагается создание не настоящей национальной украинской автокефальной церкви, а некой полуавтокефальной структуры, зависимой от Константинополя. Даже сам тот факт, что устав написан не в украинской церкви, а в Стамбуле и передан в готовом виде, уже говорит о том, что никакой самостоятельности у этой структуры не будет.
Принятый в Стамбуле устав для создаваемой на Украине новой церковной структуры определяет, что она состоит в единстве со всей Вселенской Церковью не сама по себе, а только через Константинопольский Патриархат. Своих святых эта структура также прославлять не сможет, а должна будет подавать заявление Константинополю, который станет рассматривать вопрос о предложенной канонизации.
Более того, все приходы этой церкви в так называемой диаспоре, то есть за пределами Украины, должны будут входить в состав Константинопольского Патриархата. То есть если, например, у Русской Православной Церкви в Западной Европе, в Центральной Европе, в Юго-Восточной Азии, в Южной Америке, в Австралии, даже в Антарктиде есть свои общины, то у этой полуавтокефальной украинской церкви не будет даже возможности открывать такие приходы, потому что Константинополь закладывает в ее устав все свои идеи относительно не просто собственного первенства чести, а того, что якобы только Константинополь имеет церковную юрисдикцию в так называемой диаспоре.
Таким образом, вместо автокефальной церкви Украина получит структуру, устав которой прописывает сильнейшую зависимость от Константинополя практически во всем. Любой архиерей, если будет чем-то недоволен, станет жаловаться не предстоятелю этой церкви, а напрямую Константинопольскому Патриарху, и тот будет решать вопросы, в том числе через свои ставропигии, которые он создает на Украине и наличие которых тоже прописано в этом уставе.
Е. Грачева: Что приходит сейчас в Западной Европе? Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, а именно в Париже, сообщает, что в конце ноября Синод Константинопольского Патриархата решил лишить ее статуса экзархата Вселенского Патриархата. Переведите на светский язык, что это значит?
Митрополит Иларион: В Архиепископию входят около 60 приходов, в которых служат более ста священников. Центр ее находится в Париже в соборе Александра Невского на улице Дарю, поэтому часто по названию местоположения эту юрисдикцию именуют «рю (улица — франц.) Дарю». И сейчас Константинополь неожиданно, не предупредив никого, объявил о том, что вся эта структура распускается и приходам этой Архиепископии предлагается влиться в местные епархии Константинопольского Патриархата.
Конечно, руководство Экзархата, священнослужители были не готовы к такому повороту событий. Там сложились свои традиции. Это, прежде всего, традиции, направленные на сохранение русского духа, русского церковного наследия. Богослужения в тех приходах совершаются преимущественно на церковнославянском языке, хотя в некоторых — уже на местных языках. И вот сейчас Константинополь фактически упраздняет эту структуру.
Это вполне вписывается в логику последних действий Константинополя, направленных в целом на уничтожение церковного единства и разрушение существующих структур. Это просто самоуправство, самочиние, и не думаю, что приходы этой Архепископии с принятыми решениями столь легко согласятся.
Е. Грачева: В ноябре в нашей стране отменили концерты у четырех исполнителей современной музыки. Общественные организации и представители местной власти регионов говорят, что это связано с тем, что творчество этих музыкантов пропагандирует наркоманию, алкоголизм, аморальный образ жизни. Американское издание «Нью-Йорк Таймс» назвало арест музыканта Хаски «частью культурной войны в России, которую ведет государство совместно с Русской Православной Церковью». Ведь в свое время и Цоя запрещали, считая аморальным за вполне невинные строки — «я бездельник», например. Прав ли автор статьи в «Нью-Йорк Таймс», что Русская Православная Церковь имеет какое-то отношение к запрету этих концертов?
Митрополит Иларион: Русская Православная Церковь не имеет никакого отношения к запрету этих концертов. Однако, я думаю, что и сравнение с Виктором Цоем здесь вряд ли уместно, потому что Цой не пропагандировал наркотики, суицид, терроризм, а ведь именно это нередко пропагандируется в произведениях современных рэп-музыкантов.
Некоторые образцы такого творчества просто чудовищны. Готовясь к передаче, я посмотрел два клипа рэпера Хаски и должен сказать, что это производит крайне тяжелое впечатление. Помимо того, что звучат совершенно непотребный текст и соответствующая музыка, их сопровождает еще и шокирующий видеоряд: изображается кровь, изображается чуть ли не расстрел террористами каких-то людей. Выходя «массовым тиражом» на молодежь, на школьников, все это оказывает на них пагубное воздействие.
Не знаю, насколько правильно воздействовать в этом случае запретительными мерами, поскольку жизнь показывает: то, что запрещают, становится от этого только еще более популярным, особенно сейчас, когда через интернет любой может ознакомиться с чем угодно.
Е. Грачева: Сервис «Яндекс-такси» запретил таксистам размещать иконы и другие религиозные символы в машинах бизнес-класса. Как Вам кажется, правильно ли запрещать водителям иметь религиозные символы в салоне авто, и почему запрет касается машин бизнес-класса?
Митрополит Иларион: Думаю, решение о том, что размещать, а что не размещать в салоне автомобиля, должен принимать его собственник. Если человек на своей машине занимается извозом, то, полагаю, он может разместить в салоне то, что пожелает, в том числе и иконы. Если машина принадлежит компании, то компания определяет, что может быть в автомобиле.
Сама идея запрета религиозных символов в публичном пространстве является ошибочной и неправильной. Мы эту идею критикуем, когда она воплощается в жизнь на разных площадках в странах Западной Европы. И я не думаю, что нам следует подражать в этом западноевропейским странам. У каждого человека есть право исповедовать свою религию, в том числе у водителя такси. И если в такси сел пассажир, который не исповедует эту религию, не думаю, что религиозные символы должны его шокировать или смутить.
Е. Грачева: А почему этот запрет ввели именно в машинах бизнес-класса? Не допускаете ли Вы, что кто-то из пассажиров пожаловался?
Митрополит Иларион: Не сомневаюсь, что поступила жалоба от кого-то из пассажиров, и с этого все и началось. Но это не значит, что надо одобрить действия компании. Запрет на религиозные символы в публичном пространстве — это ошибочная мера.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Проблемы отцов и детей актуальны в каждой семье. Как можно избежать конфликтов подростка с родителями, и как уделять достаточное количество времени ребенку, если мать не так давно начала воцерковляться и ей хочется проводить время наедине с Богом, читать Евангелие, Святых Отцов и прочее?
Митрополит Иларион: Очень часто родители как бы живут своей жизнью, а дети — своей. Именно на этой почве чаще всего и возникают конфликты «отцов и детей». Когда родители умеют жить общей жизнью со своими детьми, когда взрослые вовлекают в то, что им интересно, своих чад, тогда, как правило, и конфликтов между поколениями не возникает.
Если вам хочется проводить время наедине с Богом, разве ребенок мешает этому? Разве вы не можете вместе с ним помолиться, почитать Евангелие, труды святых отцов? Пусть ребенок не все поймет — объясните ему так, чтобы он понял. Ведь именно это станет залогом того, что потом ваш ребенок станет верующим человеком, полюбит Евангелие, полюбит Церковь.
Воцерковляйтесь вместе со своими детьми, и это будет залогом того, что в вашей семье не будет конфликтов, что вы вместе будете двигаться по пути к спасению, ведущему в Царство Небесное.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru