Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея
Версия для печати
25 августа 2021 г. 10:22

Приехавший на Украину Патриарх Константинопольский Варфоломей отказался встретиться с тысячами прихожан Украинской Православной Церкви у здания Верховной Рады в Киеве. Во время этого визита, который грозит обрасти конфликтами и еще более усугубить церковный раскол в стране, управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний рассказал РИА «Новости», к какому развитию событий готовится каноническая Церковь, как она оценивает сложившуюся ситуацию, готовы ли защищать чистоту веры Поместные Церкви, и необходимо ли продолжать их диалог в «амманском» формате.

— Владыка Антоний, в Киев по случаю Дня независимости Украины приехал Патриарх Константинопольский Варфоломей, ранее говорили и о возможном визите папы Франциска. Как в Украинской Православной Церкви относятся к приезду этих религиозных деятелей? Остается ли в силе отказ ее духовенства от участия в мероприятиях, связанных с визитом Варфоломея?

— Если судить по риторике представителей органов государственной власти, то визит Папы Римского в Украину, скорее всего, не состоится, поскольку о его подготовке не было никаких упоминаний. В свою очередь, о приезде Патриарха Варфоломея стало известно еще несколько месяцев назад. Многие эксперты прогнозируют, что это событие станет катализатором обострения религиозной ситуации в стране. Ведь данный визит и прием главы Фанара на самом высоком политическом уровне могут быть восприняты сторонниками «ПЦУ» как сигнал поддержки их усилий по ослаблению Украинской Православной Церкви. И за этим, в частности, может последовать новая волна рейдерских атак на общины и храмы канонической Церкви. В данном контексте мы заявили, что не сможем принять участие в запланированном мероприятии, если там, в Софии Киевской, будет присутствовать делегация Константинопольского Патриархата, поскольку именно Фанар и его глава во многом несут ответственность за нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви. А как можно находиться рядом с теми, от чьих решений простые люди, желающие сохранить веру своих дедов-прадедов, натерпелись столько зла и бед?

— В связи с подписанием так называемого томоса об автокефалии «ПЦУ» фигурировала и тема «ставропигий» — представительств, которые должны быть переданы во владение Константинополю. Сейчас некоторые эксперты не исключают, что перед приездом Патриарха Варфоломея власти могут сделать ему такой «подарок» — презентовать какой-либо храм или монастырь канонической Церкви в Киеве в качестве «ставропигии». Насколько это реально, и вообще, соблюдается ли это соглашение о ставропигиях, каким храмам Украинской Православной Церкви угрожает опасность?

— В 2018 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Украиной и Константинопольским Патриархатом. При этом в некоторых СМИ появилась информация, что к документу прилагался перечень украинских храмов, которые тогдашняя власть в лице Порошенко обязалась передать в распоряжение Фанара. Насколько это соответствует действительности, мне тяжело сказать. Однако отмечу, что в 2019 году спикер Верховной Рады Андрей Парубий публично заявлял о возможности передачи Константинопольскому Патриархату порядка двадцати самых древних и благоустроенных монастырей и храмов Украины. В их числе назывались Успенская Киево-Печерская лавра, Успенское братство во Львове, Межигорский Преображенский монастырь, Киевское Богоявленское братство, Манявский монастырь.

— Данные Церкви и украинской полиции о количестве участников крестного хода в День Крещения Руси разнились в несколько раз: Церковь заявила о 350 тысячах людей, полиция — о 55 тысячах. Почему, на ваш взгляд, настолько разнятся цифры?

— В предыдущие годы отмечалось специальное занижение количества верующих, участвующих в крестных ходах в День Крещения Руси. Это было ожидаемо, поскольку тогдашняя власть не хотела, чтобы общество видело поддержку канонической Церкви. Однако все ее усилия всякий раз разбивались об один и тот же факт — телевизионную картинку, фиксирующую море людей. Уверен, что и в этом году кадры бесконечной человеческой реки, текущей с Владимирской горки в Киево-Печерскую лавру, говорят сами за себя. Поэтому нам не нужно ничего доказывать, все и так прекрасно видно. Кстати, мы даже признательны полиции за озвученные данные. Поскольку ранее нам приписывали совсем уж несуразные цифры. Например, в 2018 году утверждалось, что в шествии прошли всего лишь 20 тысяч человек. Так что цифра в 55 тысяч — это очень даже неплохо. Поскольку и полиция, пусть несколько по-своему, но фиксирует непрерывный рост численности участников нашего крестного хода.

— Насколько свободно сейчас прихожанам и священнослужителям Украинской Православной Церкви на Украине? В последние годы стало проще или тяжелее?

— Слава Богу, мы не проходим через те испытания, с которыми пришлось столкнуться нашей Церкви в прошлом веке, имею в виду большевистские репрессии. Однако все же следует отметить, что нашим священникам и верующим часто приходится иметь дело с нарушениями их прав и свобод. К сожалению, наблюдаются и факты прямого насилия и агрессии в отношении паствы канонической Церкви. После ухода Порошенко с поста Президента ситуация несколько улучшилась, но соответствующие проблемы никуда не исчезли. Все просто повисло в воздухе. И любой внешний фактор, те же итоги визита Патриарха Варфоломея в Украину, могут вновь усугубить обстановку в церковной сфере.

— В каких областях сегодня складывается наиболее неблагополучная ситуация с захватом храмов и притеснением канонической Церкви? Какова динамика в целом по стране — ситуация ухудшается при Зеленском? Сколько было захватов храмов за последние месяцы, в чем их причины? Возможен ли возврат к временам Порошенко?

— Наиболее часто новости о соответствующих правонарушениях приходят из Западной Украины. Во многом это объясняется действиями определенных представителей местной власти или радикальных политических сил, заинтересованных в поддержании своего рейтинга. Стоит отметить, что участились факты незаконной перерегистрации уставов общин нашей Церкви в юрисдикцию «ПЦУ». Кстати, именно такое должностное преступление, совершенное чиновником Винницкой областной государственной администрации, совсем недавно привело к попытке захвата храма Украинской Православной Церкви в селе Вербовец. Представители «ПЦУ» пытались проникнуть в здание силовыми методами. Они били, выталкивали священника и верных канонической Церкви из храма, сорвали с настоятеля крест, угрожали заточенной арматурой «резать» верующих УПЦ «как свиней». При этом присутствовавшие при попытке захвата правоохранители Национальной полиции не вмешивалась в действия представителей «ПЦУ». И этот момент по-настоящему удручает. Ведь беззаконие порождает еще большее беззаконие, создавая условия для дестабилизации религиозной ситуации во всей стране.

— Участились ли перед визитом Патриарха Варфоломея случаи агрессии в отношении священнослужителей, попытки захватов храмов? Ожидаете ли вы их всплеска во время или после визита? Какие слова и действия Константинопольского Патриарха, на ваш взгляд, могли бы привести к ухудшению или улучшению ситуации?

— Как я уже говорил, активизировалась деятельность по незаконной перерегистрации уставов общин Украинской Православной Церкви. Опять же недавний пример: 8 июля 2021 года председатель Волынской областной государственной администрации Юрий Погуляйко подписал распоряжение № 406, которым провел перерегистрацию в пользу «ПЦУ» Свято-Николаевского прихода села Борочиче. Я не исключаю, что этот процесс получит дополнительные импульсы после визита главы Фанара на украинскую землю. Ведь в Константинопольском Патриархате не скрывают своего интереса по отношению к возобновлению стратегического взаимодействия с украинской властью, за которым скрывается задача ослабления позиций Украинской Православной Церкви в Украине. Видимо, именно по данной причине за все эти годы со стороны Патриарха Варфоломея не прозвучало ни одного заявления как о необходимости прекращения рейдерских атак сторонников «ПЦУ» на общины канонической Церкви в Украине, так и о недопустимости использования силы, угроз и давления на верующих, желающих сохранить верность Богу и Его Церкви.

— Насколько реальна угроза с переименованием Украинской Православной Церкви, ведь подобный закон раньше даже был принят? Какие дискриминационные в отношении УПЦ законы, принятые при Порошенко, действуют сегодня в стране? Чем грозит верующим принятие Радой новых законов? Может ли Президент наложить на них вето и отменить предыдущие законы, почему это не сделано до сих пор?

— Угроза принудительного переименования Украинской Православной Церкви остается актуальной, поскольку закон никто не отменял. Процесс всего лишь приостановлен на время рассмотрения соответствующего дела в Конституционном суде.

На фоне других решений, того же ограничения служения военных капелланов нашей Церкви, упомянутая проблема выглядит наиболее острой. Ведь в случае успешной реализации сценария с принудительным переименованием определенные силы получат дополнительные возможности по незаконной перерегистрации имущества Украинской Православной Церкви в пользу «ПЦУ». При административной поддержке это не составит большого труда, поскольку, как это обычно делается в рейдерских схемах, структура раскольников застолбила за собой практически идентичное нашему название — «УПЦ (ПЦУ)». К сожалению, пока что надеяться на качественное изменение ситуации с дискриминационным законом не приходится. В силу каких-то причин разные ветви власти не спешат отменять нормы, которые противоречат Конституции. Хотя у них есть для этого и полномочия, и обоснование.

— Ощущает ли Украинская Православная Церковь хоть какую-то поддержку со стороны международного сообщества, международных европейских институтов, ЕСПЧ и других?

— Международные организации получают от нас исчерпывающую информацию о соответствующих правонарушениях. Более того, ими самостоятельно фиксируются те или иные проблемы, связанные с попранием фундаментальных прав и свобод наших верующих. Однако о какой-то определяющей поддержке со стороны упомянутых вами структур я сказать не могу.

— Какие сигналы вы получаете со стороны тех Поместных Церквей, которые пока не определились со своей позицией по «украинскому вопросу», — Болгарской, Грузинской, Румынской? По вашим данным, могут ли к признавшим «ПЦУ» Церквам присоединиться и другие? На какие Церкви сейчас оказывается особое давление со стороны Фанара и различных сил из-за рубежа?

— Большинство Поместных Церквей в том или ином роде столкнулось с давлением по вопросу признания «ПЦУ». Какие-то смогли выдержать внешний напор, какие-то — нет. Однако даже в тех Церквах, которые полностью или частично признали структуру Думенко, нет единства по поводу выстраивания общения с раскольниками. Этот момент прекрасно видят во всем православном мире. Поэтому и нет нацеленности со стороны других Церквей к расширению признания «ПЦУ».

Если вспомнить, кстати, начало 2021 года, тогда в ряде СМИ звучали сигналы о том, что якобы Болгарская Православная Церковь готова пойти на легализацию украинских раскольников. Реагируя тогда на эти слухи, митрополит Ловчанский Гавриил отметил, что, с одной стороны, Священный Синод БПЦ назначил специальную комиссию для детального изучения вопроса, связанного с расколом в Украине, и презентации соответствующего доклада на заседаниях Синода Болгарской Церкви, а с другой — что такого отчета еще не было. Более того, он подчеркнул, что в Украине существует только одна каноническая Церковь. И это Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. Что же касается Грузинской Церкви, то поздравление, которое недавно получил наш Предстоятель на день своего тезоименитства от Патриарха Илии, говорит само за себя. В отношении же наших румынских братьев отмечу, что мы поддерживаем с ними хорошие и конструктивные отношения. На разных уровнях УПЦ и Румынская Православная Церковь проводят разные встречи и совместные богослужения.

— Уже много говорилось о том, что Константинопольский Патриарх впал в раскол, признав раскольников. А еретик ли Патриарх Варфоломей? Должно ли быть вынесено какое-то соборное определение по этому поводу?

— Продвижение Фанаром концепции «первого без равных» и его движение в сторону унии с Римом вызывает много непростых и обоснованных вопросов. По моему мнению, соборный разум всей нашей Вселенской Церкви не только может, но и должен дать оценку соответствующим действиям.

— Насколько вероятен глобальный раскол вселенского Православия — повторение «великой схизмы» 1054 года? С учетом того, что Патриарх Варфоломей наотрез отказывается созвать Всеправославный Собор по украинскому вопросу, могут ли инициировать его созыв другие Церкви? По вашему мнению, реально ли это, что для этого нужно?

— Процессы, запущенные Патриархом Варфоломеем, уже де-факто разрушили всеправославное единство и привели к разделению Православных Церквей. На наших глазах формируется совершенно иная модель мирового Православия, в которой центральное место уготовано «восточному папе» с беспрецедентными полномочиями и привилегиями. Вполне очевидно, что успешный запуск этой модели неизбежно приведет и к глубинным изменениям по другим направлениям жизнедеятельности Церкви, в частности — в области основ православного вероучения. В связи с этим на первый план выходит готовность Поместных Церквей к защите чистоты веры. Ведь уже сейчас становится понятно, что авантюра Патриарха Варфоломея в Украине по своим последствиям выходит далеко за рамки спора, связанного с юрисдикцией над определенной территорией. И здесь свою роль может сыграть возобновление активной деятельности «амманского формата», в рамках функционирования которого и нужно рассмотреть соответствующие вопросы во всей их глубине и остроте.

— Опасаетесь ли вы новой большой войны? Что нужно сделать, чтобы ее не было? Будете ли призывать политиков к миру?

— Все в руках Божиих. Как отметил в свое время святитель Николай Сербский, война человека против человека является следствием войны человека против Бога. Именно в этом скрывается истинная причина любого большого конфликта или противостояния. Исходя из этого, всем нам нужно понимать свою ответственность за каждый наш шаг, каждое слово и решение. В особенности это касается политиков, которые отвечают за судьбу своего народа.

 Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea [Интервью]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие интервью

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным