Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Игумения Серафима (Шевчик): «Не надо воевать с народом Божиим»

Игумения Серафима (Шевчик): «Не надо воевать с народом Божиим»
Версия для печати
8 июня 2021 г. 16:40

26-28 мая 2021 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся очередной пленум Межсоборного присутствия. В работе форума приняли участие игумены и игумении многих монастырей Русской Православной Церкви из разных стран мира. Как проходила работа пленума, что дают руководителям монашеских обителей подобные встречи, как сегодня живут православные люди Украины — «Монастырскому вестнику» рассказала игумения Серафима (Шевчик), настоятельница Архангело-Михайловского монастыря в Одессе.

— Матушка Серафима, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от прошедшего недавно пленума Межсоборного присутствия. Что особенно запомнилось в этот раз? Что полезного лично Вам дают подобные встречи?

— Пленум работает уже более десяти лет. И мы, встречаясь, чувствуем, насколько за прошедшие годы нас обогатило участие в его работе, расширило кругозор, сблизило друг с другом. Здесь пульс сердцебиения Церкви ощущается особенно остро. В этот раз для меня лично было очень важно увидеть, что древние церковные каноны стали фундаментом для всех четырех документов, обсуждавшихся на пленуме. Наше духовное наследие по-прежнему живо и действенно. Оно востребовано и актуально, и об этом на пленуме неоднократно говорил Святейший Патриарх.

— Как сестры Вашей обители реагируют на события, которые сейчас происходят в Церкви?

— Все мы, монашествующие, очень живо интересуемся тем, что происходит в Православии. Ведь это касается каждого из нас, каждого христианина. Церковные собрания, подобные тому, которое в конце мая этого года проходило в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, помогают видеть весь спектр проблем христианской жизни. Монашество должно быть просвещенным. В мужских монастырях многие насельники являются духовниками, к которым часто обращаются за советом иноки и прихожане. Им, да и всем нам, чадам Церкви, нужно уметь давать правильную оценку происходящему.

— Что Вам, матушка, особенно запомнилось на пленуме?

— Если говорить о личных впечатлениях, так это тепло и радость от встречи со Святейшим Патриархом. Чувствовалось, что Святейший Владыка тоже был воодушевлен общением с нами после столь долгой вынужденной разлуки. Он улыбался, говорил добрые слова в наш адрес, иногда его реплики оживлялись искрометным юмором, что разряжало атмосферу напряженной работы. Кого-то из членов Присутствия Святейший поздравил с юбилеями, кого-то с именинами. Все было просто и по-семейному. Это живое непосредственное общение надолго останется в памяти и сердце.

— Некоторые правки были внесены в проекты обсуждаемых на пленуме документов, в том числе, и после Ваших комментариев. Вы как представитель Украины говорили о современных реалиях своей страны. Ни для кого не секрет, насколько непростыми стали условия жизни Украинской Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, что помогает обычному человеку, монаху или мирянину, разбираться в происходящих событиях? Ведь несмотря на всестороннюю поддержку украинской властью новообразованной ПЦУ («Православной церкви Украины»), народ в большинстве своем хранит верность Матери-Церкви.

— Хороший вопрос… Чтобы в чем-либо разобраться, надо, прежде всего, этого хотеть. Общаясь с нашими оппонентами, которые ратуют за раскол, я вижу, что они для себя уже все решили. В их сознании сформирован образ врага, а враг — тот, кто имеет другую точку зрения. Их ослепляет ненависть. Они говорят так: «Да хоть с сатаной, только не с Москвой». Но такая установка и ведет прямо к сатане! К счастью, не все такие. Многие люди действительно ищут ответы на трудные вопросы. Конечно же, бывает, что человек заблуждается. Но когда он ищет Христа, Господь обязательно просветит его светом истины. Поэтому я спокойна за Православие в Украине.

— Но ведь для человека, который хочет найти истину, не всегда очевидно, какую именно информацию нужно искать. Для нецерковных людей, каких немало сегодня, это все-таки довольно трудно. Особенно, когда официальные СМИ постоянно демонстрируют народу легитимность раскольничьей структуры ПЦУ.

— Всегда важно смотреть в корень явления. Давайте вспомним историю возникновения так называемой Православной церкви Украины. От ветвей этого дерева перейдем к стволу и корням. После смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1990 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет становится Местоблюстителем Патриаршего престола. По его заказу был сшит Патриарший куколь. Уезжая на Поместный Собор, он торжественно попрощался с украинской паствой. Но его кандидатуру отклонила полнота Церкви — он получил наименьшее количество голосов. Потеряв шансы возглавить Русскую Православную Церковь, Филарет меняется. Я прекрасно помню его проповеди, в которых он говорил о страшной пагубе национализма и расколов, громил с амвона УАПЦ («Украинскую автокефальную православную церковь»). И вот этот человек, который не стал Московским Патриархом, вдруг разворачивается на 180 градусов и решает возглавить движение за национальную украинскую Церковь и ее автокефализацию. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1992 года он перед крестом и Евангелием обещает уйти на Черниговскую кафедру и прекратить раскольническую деятельность, однако потом совершает клятвопреступление. Будучи после этого лишен всех степеней священства, он «рукополагает» своих ставленников, «совершает богослужения», согрешая тягчайшим грехом святотатства и увлекая в раскол своих заблудших последователей. Анафема (на Архиерейском Соборе 18-23 февраля 1997 года) не останавливает его. Он создает самочинную структуру «Киевский патриархат», непризнанный никем в православном мире. Глава ПЦУ Епифаний — один из тех, кто получил «рукоположение» от расколоучителя. Каждому, даже слабо осведомленному в канонах человеку ясно, что из прогнившего корня анафемы не может произрасти древо благодати. Все, что породил Филарет, является мертворожденным, в том числе ПЦУ.

Еще один создатель этой структуры, бывший президент Украины Петр Порошенко, когда-то был нашим прихожанином. Политика изменила его. Под нажимом своих западных кураторов он стал гнать и преследовать Церковь, духовно взрастившую его. Он говорил о ней, что это пятая колонна, враг Украины, подлежащий уничтожению. Катастрофическое поражение Порошенко на президентских выборах стало результатом, в том числе, и его войны с Православием, человеконенавистнической риторики в адрес верующих Украинской Православной Церкви. Фиаско экс-президента всем дало понять, что не надо воевать с народом Божиим, ведь мы — реальная сила. Недавние события в Черногории наглядно продемонстрировали всему миру, что Церковь и народ могут заставить политиков считаться с собой. Мы не позволим людям, далеким от Православия, решать нашу судьбу без нас.

— Многие люди, наверное, сделали свой выбор, оставшись верными чадами Украинской Православной Церкви, благодаря непререкаемому духовному авторитету Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Мы помним, что ни один из украинских монастырей не перешел в ПЦУ, примеру монашествующих последовали и миряне…

— Вы правы. Любовь и доверие к нему народа, монашествующих, духовенства и епископата, его духовная сила, глубокая молитва за паству, мудрость в руководстве Церковью стали мощными факторами, не позволившими потопить церковный корабль. Совсем недавно Блаженнейший Владыка отметил 50-летие своего монашеского пострига. Его любят и уважают монахи всего православного мира, потому что чувствуют в нем своего брата во Христе. Он — наш Авва, и для монашествующих это очень важно. А ведь монастыри являются оплотом Церкви! Там, где их нет, нет и Церкви. Недаром за все годы существования филаретовского детища — «Киевского патриархата», а затем ПЦУ у них так и не появились настоящие монашеские обители. Те несколько, что так называются, стоят пустыми практически без насельников. Это вернейший показатель нежизнеспособности и безблагодатности раскольнических структур.

Владыка Онуфрий подает нам всем пример молитвы и монашеского подвига. Я лично знала его еще архимандритом со времен своего пребывания в Покровском монастыре Киева в 1980-е годы. Мы ездили в Троице-Сергиеву лавру к старцу Кириллу (Павлову), другим духовникам, в том числе и к отцу Онуфрию. Он был строгим монахом и благостным пастырем. К нему многие монахи шли на исповедь, обращались за духовным советом. Он, как и архимандрит Кирилл, отец Иоанн (Крестьянкин), другие наставники и духовники, был для всех нас богомудрым старцем. Таковым Блаженнейший остается для нас, верных чад Украинской Церкви, и сейчас.

Не менее почтительно и благоговейно мы относимся к личности Святейшего Патриарха Кирилла. Для нас очень значимым является тот факт, что он не только великий иерарх, богослов, строитель и кормчий Церкви, но и постриженик митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова). Это был необыкновенный человек. Я его глубоко почитаю. Во многом благодаря владыке Никодиму Русская Православная Церковь выжила в сложнейших условиях богоборческого советского режима. Им были заложены основы последующего мощного возрождения Церкви в период ее освобождения от атеистических оков. Обладая особой мудростью, позволявшей выстраивать тактику и стратегию церковного домостроительства, митрополит Никодим использовал площадки международных структур как возможность спасти Церковь. Только благодаря этому удалось уберечь от ликвидации Почаевскую лавру, другие монастыри, храмы, духовные учебные учреждения и т.д. Он взрастил многих будущих церковных иерархов, которых находил и воспитывал из числа неравнодушных молодых людей, горящих любовью ко Христу и к Церкви. Среди тех, кого он вел и поддерживал, — такие блестящие деятели Православия, как Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан) и Святейший Патриарх Кирилл.

Владыка Никодим был олицетворением того монашества, которое, образно говоря, шло в бой за веру и Отечество, за наши святыни. Он был пострижеником владыки Димитрия (Градусова). Собратом митрополита Никодима на заре монашеского становления был известный молитвенник и аскет архимандрит Авель (Македонов), впоследствии настоятель Афонского Русского Пантелеимоновского монастыря. Их роднила тесная духовная дружба. И хотя дальнейшие обстоятельства не позволили им подвизаться вместе, они остались единомышленниками и собратьями до конца своих дней. Несмотря на то, что владыка Никодим был активно вовлечен во внешнюю жизнь Церкви — бесконечные симпозиумы, переговоры, поездки по всему миру, встречи на высоком уровне, — мало кто знал, какой глубокой была его внутренняя духовная жизнь. В книге «Человек Церкви» есть воспоминания о том, с каким трепетом митрополит Никодим служил Божественную литургию — истово, благоговейно… На проскомидии всегда поминал много имен. Люди, которые сослужили ему, ощущали это необыкновенное молитвенное чувство и долго не могли забыть его.

Не все знают и о том, что благодаря митрополиту Никодиму был спасен Русский Афон. Приехав на Святую Гору, владыка увидел, в каком страшном запустении находится эта обитель и понял, что еще немного, и она может быть окончательно разорена. В ней почти не оставалось насельников, и греки уже присматривались к Руссику, сохранившему огромное количество святынь, духовных и исторически всемирно значимых культурных ценностей. Митрополиту Никодиму пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы убедить советское правительство принять участие в сохранении монастыря. Он добился от греческих властей и от Константинопольского Патриархата разрешения на въезд наших монахов на Афон. А ведь Фанар уже почти считал его своим, будучи уверенным в том, что СССР не будет вступаться за эту обитель. По протекции митрополита Никодима отец Авель уехал на Афон, став игуменом Русского Пантелеимонова монастыря. Опубликованная в наши дни переписка владыки со старцем Авелем раскрывает нам образ митрополита Никодима как человека, свято исполнявшего монашеский подвиг, несмотря на столь трудное церковное послушание.

Мало кому известно также, что митрополит Никодим спас и Почаевскую лавру от ликвидации. В годы, когда Хрущев взялся рьяно уничтожать монастыри, лавра подлежала закрытию. На какие только бесчинства ни шли власти, чтобы уничтожить монастырь! Об этом много написано. Но благодаря обращению к мировому христианскому сообществу святыню удалось спасти. Традиция деятельного живого монашества на широком поприще служения Церкви и народу Божию была передана митрополитом Никодимом и нашему Святейшему Патриарху. И мне очень радостно, что именно от такого могучего корня произросло целое древо его учеников-святителей, которые сейчас влияют на жизнь не только Русской Православной Церкви, но и на все Православие. Мы очень ценим и то, что Святейший Патриарх Кирилл уделяет монашеству так много внимания. По благословению Его Святейшества был создан Синодальный отдел по монастырям и монашеству, в Межсоборном присутствии работает Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. По благословению Предстоятеля и под его непосредственным руководством было разработано и принято «Положение о монастырях и монашестве». Это уникальный документ, аналога которому нет ни в одной Поместной Церкви! В нем в ясной структурированной форме изложено все, что касается устройства монашеской жизни. Это величайшее подспорье для каждого монаха, свод монашеских законов, наш духовный фундамент. Святитель Игнатий (Брянчанинов) написал книгу «Приношение современному монашеству». Положение о монастырях и монашестве является воплощением мечты святителя Игнатия об упорядочении иноческой жизни, приношением его создателей, под омофором Святейшего Патриарха, современному монашеству не только нашей Церкви, но и всего православного мира.

— Матушка Серафима, как сейчас живут монастыри на Украине?

— В наших обителях подвизается множество монашествующих, творя дело спасения в непрестанных трудах и молитвах. Конечно, есть и проблемы, но с Божией помощью они преодолеваются и успешно разрешаются. Несмотря на непростые условия бытия Украинской Православной Церкви, количество монастырей и иноков растет, умножается число прихожан. К сожалению, в силу разных причин нет паломников из других стран и из России. Сейчас мы остро чувствуем, что лишены возможности посещать любимые святыни — Серафимо-Дивеевскую обитель, Троице-Сергиеву лавру, Оптину пустынь. Я очень люблю Покровский монастырь святой Матроны в Москве и всегда стараюсь бывать в этой обители. Блаженная Матрона Московская — великая святая, ее очень почитают украинцы. У нас много храмов, посвященных святой Матронушке, почти в каждой церкви есть ее икона. Можно ли насильно разорвать эту духовную, внеземную связь? Мы соединены нашей общностью во Христе. В украинских монастырях, как и во всех обителях и храмах Русской Православной Церкви идет непрестанная молитва о мире в Украине. В этом году мы отмечаем 30 лет государственной независимости, и это еще один повод осмыслить свою историю. Думаю, каждый любящий Украину человек постоянно возвращается мыслями к вопросу о том, что способствует и что препятствует процветанию страны. Скажу о себе. Конечно же, Украина для меня очень дорога. Я прекрасно знаю украинский язык и очень люблю украинскую литературу, фольклор, историю... Но философия вражды, которую насаждают некоторые современные политики, для меня абсолютно неприемлема. Она входит в противоречие с учением Христа. Ненависть и вражда — антиподы христианской любви. Бог есть любовь, и я свято верю, что Он силен решить все наши беды и проблемы.

— Матушка, что бы Вы пожелали читателям «Монастырского вестника»?

— Нет ничего лучше слов преподобного Серафима Саровского: «Христос Воскресе, радость моя»! Хочется пожелать всем этой светоносной, благодатной, нескончаемой радости.

Беседовала Екатерина Орлова

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Славянске состоялось очередное судебное заседание по делу наместника Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения

Наместника Святогорской лавры митрополита Арсения почти месяц незаконно удерживают в заключении на Украине

Заявление Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи со сносом Десятинного монастыря [Документы]

В Киеве ночью снесли Десятинный храм

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку Украинской Православной Церкви

Другие интервью

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным

В.Р. Легойда: План власти Украины — подмена векового братства на вражду