Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Волоколамський Іларіон: Політика української влади спрямована на дискримінацію канонічної Української Православної Церкви

Митрополит Волоколамський Іларіон: Політика української влади спрямована на дискримінацію канонічної Української Православної Церкви
Версія для друку
12 грудня 2018 р. 13:01

8 декабря 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте, это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в нашей стране и за рубежом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Усиливается давление со стороны политического Киева на каноническую Украинскую Православную Церковь. Только в Житомирской области прошло около восьми обысков на этой неделе. С чем Вы связываете усиление этого давления? В Киево-Печерской давре, по некоторым сообщениям, даже вскрывали мощи. Что ищут у канонической Церкви, что они надеются найти?

Митрополит Иларион: Все эти действия являются следствием политики нынешних украинских властей, направленной на дискриминацию канонической Украинской Православной Церкви. Задача заключается в том, чтобы сломать сопротивление. Каноническая Церковь не хочет участвовать в том беззаконном деянии, которое пытается совершить на Украине Константинопольский Патриарх Варфоломей и которое будет называться «объединительным собором».

Якобы этот «собор» должен объединить все ветви украинского православия, но на самом деле никаких ветвей нет, а есть Украинская Церковь, которая объединяет большинство православных верующих, и есть две группы раскольников. Пока властям Украины не удается объединить даже эти две группы раскольников.

Каноническая Украинская Православная Церковь единодушно высказалась за сохранение своего нынешнего статуса и не собирается участвовать в так называемом объединительном соборе.

Власти во что бы то ни стало нужно сломать волю украинских иерархов. Поэтому действуют, как говорится, не мытьем, так катаньем. Сейчас проходят обыски в храмах, в домах у архиереев. Архипастырей вызывают в СБУ и пытаются склонить к участию в этом беззаконном «соборе». Предпринимаются все возможные действия для того, чтобы изменить ситуацию в пользу украинских властей.

Е. Грачева: И тем не менее уже сейчас понятно, что никто из канонической Украинской Православной Церкви в этом «объединительном соборе» принимать участие не будет и поэтому он был вновь перенесен. Значит ли это, что П. Порошенко осознает, что без Московского Патриархата этот «собор» во всем мире будет рассматриваться как собрание раскольников, и что если Москва продолжит держать оборону и придерживать свои позиции, то и дальнейших шагов по предоставлению автокефалии Порошенко сделать не сможет. Или это не так?

Митрополит Иларион: Задачу привести на «объединительный собор» в Киеве как можно большее число архиереев канонической Украинской Православной Церкви перед президентом Порошенко поставил Патриарх Варфоломей. Он понимает, что если это будет «собор» одних раскольников, а канонический епископат не примет в нем участие, то происходящее будет выглядеть нелепо и странно.

Не будем забывать о том, что в канонической Украинской Православной Церкви 90 архиереев, и все они возглавляют крупные епархии с многотысячным населением, с сотнями храмов. Тогда как у раскольников не наберется, наверное, и 40 лже-архиереев. И некоторые из них возглавляют, по сути, номинальные епархии. Если весь этот так называемый объединительный собор будет состоять только из раскольников, конечно, у него не будет даже малой толики легитимности, необходимой для того, чтобы потом это собрание признать, что прекрасно понимает Патриарх Варфоломей. Поэтому я думаю, что он поставил перед Порошенко задачу добиться участия хотя бы кого-нибудь из архиереев канонической Церкви.

По-прежнему остается слишком много подводных камней и слишком много препятствий к созыву этого так называемого объединительного собора.

Е. Грачева: Запрещен въезд на Украину мужчинам из России от 16 до 60 лет. Возможно, он будет бессрочным. В ответ на это Москва не предприняла никаких зеркальных мер, более того, Госдума уже на этой неделе рассмотрела предложение В. Путина облегчить украинцам получение российского гражданства. Как Вам кажется, это правильный и адекватный ответ Москвы?

Митрополит Иларион: Запрещать людям въезд — это преступление. Нужно ведь учитывать, что еще с советских времен у многих украинцев есть родственники в России, а у многих россиян — родственники на Украине. Есть семьи, которые живут на две страны, и просто так ввести запрет миллионам людей на въезд в ту или иную страну значит нанести очень тяжелый удар, в том числе и по семейным отношениям.

Е. Грачева: Например, была запущена акция на дорогах: останавливайте дальнобойщиков из России, меняйте их на моряков… то есть уже идет какой-то абсолютный криминал в отношении граждан нашей страны. Сейчас мы видим запрет на въезд в страну и непонятно, кто от этого больше пострадает — украинцы или русские. К чему это все может привести в умах украинцев и о чем они между собой говорят уже сегодня, за несколько месяцев до выборов?

Митрополит Иларион: Порошенко делает все для того, чтобы остаться у власти. История с катерами — не что иное, как провокация, направленная на то, чтобы создать условия для введения военного положения. А для чего оно нужно? Для того, чтобы отложить выборы и не проиграть на них, чтобы сохранить власть. Для этой же цели затеяна и вся авантюра с так называемой автокефальной Украинской церковью.

Порошенко нужны какие-то громкие успехи и громкие победы. Одной из таких побед мыслится им создание украинской автокефальной церкви, но только народ церковный против этого проекта, поэтому он никак не может сдвинуться.

Е. Грачева: В Стамбуле три дня заседал Синод Константинопольского Патриархата. К какой редакции томоса в итоге они пришли, и чем завершилось это заседание?

Митрополит Иларион: Насколько известно, на заседании был принят, а затем передан чиновникам из администрации президента Украины проект устава «новой украинской православной церкви». Насколько можно судить, предполагается создание не настоящей национальной украинской автокефальной церкви, а некой полуавтокефальной структуры, зависимой от Константинополя. Даже сам тот факт, что устав написан не в украинской церкви, а в Стамбуле и передан в готовом виде, уже говорит о том, что никакой самостоятельности у этой структуры не будет.

Принятый в Стамбуле устав для создаваемой на Украине новой церковной структуры определяет, что она состоит в единстве со всей Вселенской Церковью не сама по себе, а только через Константинопольский Патриархат. Своих святых эта структура также прославлять не сможет, а должна будет подавать заявление Константинополю, который станет рассматривать вопрос о предложенной канонизации.

Более того, все приходы этой церкви в так называемой диаспоре, то есть за пределами Украины, должны будут входить в состав Константинопольского Патриархата. То есть если, например, у Русской Православной Церкви в Западной Европе, в Центральной Европе, в Юго-Восточной Азии, в Южной Америке, в Австралии, даже в Антарктиде есть свои общины, то у этой полуавтокефальной украинской церкви не будет даже возможности открывать такие приходы, потому что Константинополь закладывает в ее устав все свои идеи относительно не просто собственного первенства чести, а того, что якобы только Константинополь имеет церковную юрисдикцию в так называемой диаспоре.

Таким образом, вместо автокефальной церкви Украина получит структуру, устав которой прописывает сильнейшую зависимость от Константинополя практически во всем. Любой архиерей, если будет чем-то недоволен, станет жаловаться не предстоятелю этой церкви, а напрямую Константинопольскому Патриарху, и тот будет решать вопросы, в том числе через свои ставропигии, которые он создает на Украине и наличие которых тоже прописано в этом уставе.

Е. Грачева: Что приходит сейчас в Западной Европе? Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, а именно в Париже, сообщает, что в конце ноября Синод Константинопольского Патриархата решил лишить ее статуса экзархата Вселенского Патриархата. Переведите на светский язык, что это значит?

Митрополит Иларион: В Архиепископию входят около 60 приходов, в которых служат более ста священников. Центр ее находится в Париже в соборе Александра Невского на улице Дарю, поэтому часто по названию местоположения эту юрисдикцию именуют «рю (улица — франц.) Дарю». И сейчас Константинополь неожиданно, не предупредив никого, объявил о том, что вся эта структура распускается и приходам этой Архиепископии предлагается влиться в местные епархии Константинопольского Патриархата.

Конечно, руководство Экзархата, священнослужители были не готовы к такому повороту событий. Там сложились свои традиции. Это, прежде всего, традиции, направленные на сохранение русского духа, русского церковного наследия. Богослужения в тех приходах совершаются преимущественно на церковнославянском языке, хотя в некоторых — уже на местных языках. И вот сейчас Константинополь фактически упраздняет эту структуру.

Это вполне вписывается в логику последних действий Константинополя, направленных в целом на уничтожение церковного единства и разрушение существующих структур. Это просто самоуправство, самочиние, и не думаю, что приходы этой Архепископии с принятыми решениями столь легко согласятся.

Е. Грачева: В ноябре в нашей стране отменили концерты у четырех исполнителей современной музыки. Общественные организации и представители местной власти регионов говорят, что это связано с тем, что творчество этих музыкантов пропагандирует наркоманию, алкоголизм, аморальный образ жизни. Американское издание «Нью-Йорк Таймс» назвало арест музыканта Хаски «частью культурной войны в России, которую ведет государство совместно с Русской Православной Церковью». Ведь в свое время и Цоя запрещали, считая аморальным за вполне невинные строки — «я бездельник», например. Прав ли автор статьи в «Нью-Йорк Таймс», что Русская Православная Церковь имеет какое-то отношение к запрету этих концертов?

Митрополит Иларион: Русская Православная Церковь не имеет никакого отношения к запрету этих концертов. Однако, я думаю, что и сравнение с Виктором Цоем здесь вряд ли уместно, потому что Цой не пропагандировал наркотики, суицид, терроризм, а ведь именно это нередко пропагандируется в произведениях современных рэп-музыкантов.

Некоторые образцы такого творчества просто чудовищны. Готовясь к передаче, я посмотрел два клипа рэпера Хаски и должен сказать, что это производит крайне тяжелое впечатление. Помимо того, что звучат совершенно непотребный текст и соответствующая музыка, их сопровождает еще и шокирующий видеоряд: изображается кровь, изображается чуть ли не расстрел террористами каких-то людей. Выходя «массовым тиражом» на молодежь, на школьников, все это оказывает на них пагубное воздействие.

Не знаю, насколько правильно воздействовать в этом случае запретительными мерами, поскольку жизнь показывает: то, что запрещают, становится от этого только еще более популярным, особенно сейчас, когда через интернет любой может ознакомиться с чем угодно.

Е. Грачева: Сервис «Яндекс-такси» запретил таксистам размещать иконы и другие религиозные символы в машинах бизнес-класса. Как Вам кажется, правильно ли запрещать водителям иметь религиозные символы в салоне авто, и почему запрет касается машин бизнес-класса?

Митрополит Иларион: Думаю, решение о том, что размещать, а что не размещать в салоне автомобиля, должен принимать его собственник. Если человек на своей машине занимается извозом, то, полагаю, он может разместить в салоне то, что пожелает, в том числе и иконы. Если машина принадлежит компании, то компания определяет, что может быть в автомобиле.

Сама идея запрета религиозных символов в публичном пространстве является ошибочной и неправильной. Мы эту идею критикуем, когда она воплощается в жизнь на разных площадках в странах Западной Европы. И я не думаю, что нам следует подражать в этом западноевропейским странам. У каждого человека есть право исповедовать свою религию, в том числе у водителя такси. И если в такси сел пассажир, который не исповедует эту религию, не думаю, что религиозные символы должны его шокировать или смутить.

Е. Грачева: А почему этот запрет ввели именно в машинах бизнес-класса? Не допускаете ли Вы, что кто-то из пассажиров пожаловался?

Митрополит Иларион: Не сомневаюсь, что поступила жалоба от кого-то из пассажиров, и с этого все и началось. Но это не значит, что надо одобрить действия компании. Запрет на религиозные символы в публичном пространстве — это ошибочная мера.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Проблемы отцов и детей актуальны в каждой семье. Как можно избежать конфликтов подростка с родителями, и как уделять достаточное количество времени ребенку, если мать не так давно начала воцерковляться и ей хочется проводить время наедине с Богом, читать Евангелие, Святых Отцов и прочее?

Митрополит Иларион: Очень часто родители как бы живут своей жизнью, а дети — своей. Именно на этой почве чаще всего и возникают конфликты «отцов и детей». Когда родители умеют жить общей жизнью со своими детьми, когда взрослые вовлекают в то, что им интересно, своих чад, тогда, как правило, и конфликтов между поколениями не возникает.

Если вам хочется проводить время наедине с Богом, разве ребенок мешает этому? Разве вы не можете вместе с ним помолиться, почитать Евангелие, труды святых отцов? Пусть ребенок не все поймет — объясните ему так, чтобы он понял. Ведь именно это станет залогом того, что потом ваш ребенок станет верующим человеком, полюбит Евангелие, полюбит Церковь.

Воцерковляйтесь вместе со своими детьми, и это будет залогом того, что в вашей семье не будет конфликтов, что вы вместе будете двигаться по пути к спасению, ведущему в Царство Небесное.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Версія: російська

Матеріали за темою

Митрополит Будапештський Іларіон: Ватикан поступився лібералам у питанні одностатевих пар [Iнтерв'ю]

Відносини Московського та Константинопольського Патріархатів у 1960-ті — на початку 1970-х років за матеріалами архіву Відділу зовнішніх церковних зв'язків [Стаття]

Патріарх Варфоломій повівся вкрай непослідовно [Стаття]

Заснування автокефалії: канонічний аспект [Стаття]

Вийшов у світ черговий номер журналу «Церква і час»

Відбулося засідання Міжрелігійної робочої групи із захисту прав віруючих від дискримінації та ксенофобії

Священний Синод закликав міжнародне співтовариство підняти голос на захист віруючих Української Православної Церкви

Комментарий Службы коммуникации ОВЦС в связи с выступлением Патриарха Константинопольского Варфоломея на Конференции по вопросам мировой политики в Абу-Даби [Документи]

Суд ухвалив передати державі Успенський собор Української Православної Церкви в Каневі

Предстоятель Польської Православної Церкви закликав молитися про православних віруючих України, які зазнають гонінь

Митрополит Черкаський Феодосій розповів в ООН про переслідування Української Православної Церкви владою України

У митрополита Тульчинського Іонафана діагностовано інсульт

Архієпископ Севастійський Феодосій: Православна Церква зазнає в Україні небаченого переслідування та насильства

Влада України намагається приховати факти порушення прав віруючих від світової спільноти

Сотні мешканців Вінниці молилися біля закритого рейдерами храму Української Православної Церкви

У селі Печеське Хмельницької області представники розкольників захопили Покровський храм

У єпархіях Білоруського екзархату пройшов курс лекцій з православної еклезіології

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля [Патріарх : Проповіді]

У Московській духовній академії пройшла IV Всеросійська науково-практична конференція «Юстиніанівські читання»

Архієпископ Севастійський Феодосій відвідав Руську духовну місію

Предстоятель Польської Православної Церкви закликав молитися про православних віруючих України, які зазнають гонінь

Архієпископ Севастійський Феодосій: Православна Церква зазнає в Україні небаченого переслідування та насильства

Сербський Патріарх вказав на експоненційне зростання нетерпимості влади України щодо Української Православної Церкви

Видано нову книгу, присвячену проблемі першості серед Православних Церков

Інші iнтерв'ю

Митрополит Будапештський Іларіон: Ватикан поступився лібералам у питанні одностатевих пар

Єпископ Бацький Іриней: По-справжньому страшне мовчання постхристиянського Заходу про гоніння на Українську Православну Церкву

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Митрополит Будапештський Іларіон: Домагання Константинополя зростають

В.Р. Легойда: Світ міг бути іншим

В.Р. Легойда: План влади України — підміна вікового братства на ворожнечу

Епископ Бачский Ириней: На Украине власти посчитали себя вправе объявить врагом Украинскую Православную Церковь

От бесов Зеленского до подвига монахов: как Русская Церковь реагирует на уничтожение Киево-Печерской лавры

В.Р. Легойда: «Мета влади України — ліквідація канонічної Церкви»

В.Р. Легойда: Над віруючими України проводять жахливий експеримент