Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Протоиерей Андрей Новиков. IV Вселенский Собор и теория «восточного папизма»

Протоиерей Андрей Новиков. IV Вселенский Собор и теория «восточного папизма»
Versiune pentru tipar
14 mai 2021 11:46

Вниманию читателей предлагается работа члена Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви протоиерея Андрея Новикова. Текст доступен по ссылке: 

IV Вселенский Собор и теория «восточного папизма» (в Word)

***

Во вступительной части текста автор отмечает: 

«Восточный папизм — еретическое учение о примате власти в Православной Церкви второй по диптиху I тысячелетия христианской истории и первой (после отпадения Римской церкви) по диптиху II тысячелетия, именующей себя "первой без равных" Константинопольской патриаршей кафедры. Одним из краеугольных камней этой концепции является отстаиваемое константинопольским или фанариотским (по имени стамбульского квартала Фанар, в котором находится резиденция Константинопольских патриархов) богословием «право» кафедры бывшей столицы Византийской империи на высшую судебно-апелляционную власть над всеми Поместными Православными Церквами, а именно на пересмотр судебных решений иных патриархов или предстоятелей Поместных Церквей и их Соборов в отношении епископов и клириков этих Церквей. Отражающий официальную позицию Фанара антиканонический так называемый томос об автокефалии, выданный Синодом Константинопольской Церкви украинским раскольникам 6 января 2019 г., наделяет предстоятеля этой церкви «канонической ответственностью принимать безапелляционные судебные решения по делам епископов и клириков поместных Церквей». Как видим, поврежденное догматическое и каноническое сознание фанариотского богословия претерпевает некоторую эволюцию, или, лучше сказать, деградацию, расширяя мнимые права Константинопольского патриарха уже не только на прием апелляций, но вообще на вынесение любых судебных решений в отношении епископата и простого духовенства всех Православных Церквей.

Свои претензии в церковно-судебной сфере Фанар в первую очередь основывает на собственном прочтении деяний IV Вселенского или Халкидонского Собора (451 г.). На эту тему уже не раз писали специалисты по каноническому праву, по византийскому законодательству, исследователи и публицисты. Высказывался по рассматриваемому вопросу и автор данных строк. Учитывая, что интерес к теме по понятным причинам сохраняет свою актуальность, возникает необходимость подробнее и детальнее остановиться на анализе тех деяний и решений IV Вселенского Собора, которые используются для оправдания доктрины восточного папства.

Основная цель созыва Халкидонского Собора — защита Православия от ереси монофизитства. Однако Собор вынес и ряд канонических постановлений, правил. Также на Соборе рассматривались текущие моменты церковной жизни, связанные с тяжбами между епископами. Именно некоторые халкидонские каноны и представленные на суд Собора спорные ситуации были впоследствии использованы Фанаром в качестве аргументов, обосновывающих властные полномочия Константинопольского патриарха во Вселенской Церкви».

***

Оглавление

I. Дело Афанасия Перрского

II. Дело Фотия Тирского и Евстафия Беритского

III. Дело Ивы Эдесского

IV. 9 и 17 правила IV Вселенского Собора

IV.A. Текст правил и позиция Патриарха Варфоломея

IV.B. Толкование Аристина

IV.C. Анонимный греческий трактат «О привилегиях пресвятого престола Константинополя»

IV.D. Толкование Зонары

IV.E. Толкование Вальсамона

IV.F. Матфей Властарь

IV.G. «Исагога»

V. Экзархи диоцезов


 

Versiunea: rusă

Materiale la temă

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Interviuri]

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Articol]

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно [Articol]

Учреждение автокефалии: канонический аспект [Articol]

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви [Interviuri]

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви [Articol]

Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины» [Articol]

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля [Patriarhul : Predici]

Циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии о молитвенном поминовении архиереев и клириков Украинской Православной Церкви, в узах пребывающих [Documente]

Учреждение автокефалии: канонический аспект [Articol]

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье [Articol]

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Articol]

Можно ли говорить об иерархии среди Предстоятелей Поместных Церквей? Термин ἱεραρχία в византийской традиции [Articol]

«Дело Максима Киника» и 4-е правило II Вселенского Собора и их значение в дискуссии о хиротониях [Articol]

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви [Interviuri]

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно [Articol]