Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Lipsa oricărei din Biserici nu va face întrunirea de la Amman mai puțin importantă

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Lipsa oricărei din Biserici nu va face întrunirea de la Amman mai puțin importantă
Versiune pentru tipar
26 februarie 2020 09:10

В преддверии встречи глав и представителей Поместных Православных Церквей в столице Иордании председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал порталу «Интерфакс-Религия» о том, что и в каком формате планируется обсудить на этом форуме.

— Владыка, чего Вы ожидаете от встречи в Аммане?

— Мы ожидаем братской дискуссии Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей по вопросам, волнующим сегодня православный мир. Этих вопросов много, и попытки представить дело так, будто они решаются или уже решены, могут лишь ввести в заблуждение.

Так, например, Константинопольский Патриархат утверждает, что уже «решил» проблему украинского раскола. Но раскол невозможно уврачевать путем простой легитимизации действий раскольников — без покаяния и перерукоположения тех, кто именует себя иерархами, не имея в действительности священного сана.

В Православной Церкви епископом может считаться только тот, кто был рукоположен двумя или более епископами, имевшими на это право. Нынешняя «иерархия» ПЦУ — это лица, не имеющие канонического рукоположения. Один из них, например, был рукоположен двумя лицами — запрещенным в служении епископом Русской Церкви и самозванцем, выдававшим себя то за православного, то за униатского архиерея, то за англиканского пастора, а в действительности не имевшего ничего, кроме диаконской хиротонии. Лиц, получивших рукоположение таким образом, называют в народе «самосвятами». А Патриарх Варфоломей без всякого исследования, на основе подсунутых ему раскольниками подложных документов, принял их в общение без покаяния и перерукоположения, «восстановив» их в сане, которого они в действительности никогда не имели.

Есть и много других нарушений, допущенных в процессе предоставления «автокефалии Украине», как выражаются в Константинопольском Патриархате. И главное из них — то, что автокефалия была дана группе раскольников вопреки воле канонической Украинской Церкви, объединяющей двенадцать тысяч приходов, более двухсот пятидесяти монастырей и миллионы верующих. Она не просила автокефалии, но ей попытались навязать автокефалию. Когда же она отказалась, томос был выдан альтернативной группе.

— Будет ли Блаженнейший митрополит Онуфрий участвовать во встрече?

— Да.

— Вы не боитесь, что отсутствие ряда Поместных Церквей в Аммане сделает встречу недостаточно авторитетной?

— Мы готовы обсуждать межправославные проблемы в любом формате — двустороннем, трехстороннем, многостороннем. Иерусалимский Патриарх пригласил все общепризнанные Поместные Церкви принять участие. Кто-то ответил согласием, кто-то отказом. На Критский Собор, созванный Константинопольским Патриархом в 2016 году, тоже не все поехали. А здесь речь не идет ни о всеправославном соборе, ни о том, что в последние годы стали называть «синаксисом» — официальной встречей Предстоятелей Церквей. Это братская встреча тех, кто пожелал в ней участвовать, для обсуждения накопившихся вопросов. Кто-то должен помочь Православным Церквам найти пути выхода из кризиса. Сегодня инициативу организовать дискуссию взял на себя Иерусалимский Патриарх, и мы ему за это благодарны.

— Отказ Антиохийского Патриархата от участия во встрече был для Вас неожиданным? Чем Вы его объясняете?

— Антиохийский Патриархат в свое время отказался от участия в Критском соборе из-за неурегулированного конфликта с Иерусалимским Патриархатом по вопросу церковного присутствия в Катаре. Та же причина упоминается в коммюнике Антиохийского Патриархата, посвященном отказу от участия во встрече в Аммане. Насколько нам известно, в последние дни велись переговоры между Антиохией и Иерусалимом по этой теме, однако, по всей видимости, они не увенчались достижением полного согласия.

— А чем объясняется отказ Болгарской и Грузинской Церквей?

— Опять же, обе эти Церкви отказались в свое время от участия в Критском соборе, и у каждой были на то свои причины. Грузинский Патриарх, в частности, объяснил свой отказ тем, что вопросы должны решаться в общеправославном диалоге, то есть с участием всех Церквей. Отсутствие тех или иных Церквей в Аммане не сделает встречу менее значимой. В свое время, когда четыре Церкви объявили об отказе участвовать в Критском соборе, Патриарх Варфоломей все равно его провел, и решения этого собора в Церквах, принимавших в нем участие, считаются обязательными. В Аммане не предполагается принятие каких-либо решений. Это встреча не для принятия решений, а для братского обсуждения назревших проблем и путей возможного выхода из кризиса.

Будем надеяться, что встреча в Аммане станет началом процесса обсуждения общеправославных проблем, к которому со временем присоединятся и другие Церкви.

— Какие проблемы, помимо украинской, будут обсуждаться?

— Я предполагаю, что Сербская Церковь захочет обсудить ситуацию в Черногории, где власти ввели дискриминационный закон, позволяющий отбирать собственность у канонической Церкви и передавать ее другим структурам. Возможно, будет обсуждаться также церковная ситуация в Северной Македонии.

Кроме того, есть вопросы, которые должны были рассматриваться на всеправославном уровне, но были сняты с повестки дня Критского собора еще до его созыва. Это, в частности, вопрос о том, кто и при каких обстоятельствах имеет право предоставлять автокефалию. В ходе предсоборного процесса Церкви принципиально договорились о том, что автокефалия может в дальнейшем предоставляться только с согласия всех общепризнанных Поместных Церквей. Но Константинополь сначала добился того, что тема исчезла из повестки дня, а теперь заявляет, что эти договоренности не имели силы, и усваивает себе единоличное право вторгаться в чужие пределы, перекраивать границы Церквей, предоставлять автокефалию кому вздумается, в том числе раскольникам, не имеющим канонических хиротоний.

Мы столкнулись с невиданной доселе ситуацией, порожденной действиями одного из Предстоятелей. Он возомнил себя «первым без равных», имеющим право действовать единолично, без согласия других Церквей. В этой ситуации Предстоятелям и представителям Поместных Церквей есть что обсудить и о чем подумать.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Versiunea: rusă, greacă, engleză

Materiale la temă

A avut loc întâlnirea președintelui Departamentului pentru relațiile externe bisericești cu șeful misiunii dilpomatice grecești la Moscova

Întâistătătorul Bisericii Ortodoxe din Ucraina a sfințit biserica cu hramul „Sfântul Apostol Ioan Teologul” din Odesa

Schismaticii au încercat să ocupe cu forța un sfânt locaș al Eparhiei de Vladimir-Volynski

V.R. Legoida: Scopul „autocefaliei ucrainene” constă în resetarea conștiinței ortodoxe a ucrainenilor

Adepții „Bisericii ortodoxe a Ucrainei” au ocupat cu forța două locașuri sfinte în regiunile Volyn și Vinnitsa

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Profanarea tainelor de către reprezentanții „Bisericii ortodoxe a Ucrainei” este o mărturie a stării de lucruri din interiorul acestei structuri pseudobisericești [Interviuri]

Иерусалим и братская встреча в Аммане [Interviuri]

A ieșit de sub tipar numărul trei al „Jurnalului Patriarhiei Moscovei” din anul 2020

Editura Universității „Sfântul Patriarh Tihon” a scos la tipar culegerea „Cauzele și provocările crizei curente în relațiile interortodoxe”

Кризис в отношениях между Константинопольским и Московским Патриархатами в контексте мировой политики XX-XXI веков [Articol]

Права на ставропигию: церковная традиция и претензии Фанара [Articol]

A avut loc întâlnirea președintelui Departamentului pentru relațiile externe bisericești cu șeful misiunii dilpomatice grecești la Moscova

Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Problema Ucrainei nu este soluționată [Interviuri]

Митрополит Волоколамский Иларион: «Амманский формат» консультаций будет продолжен [Interviuri]

V.R. Legoida: Scopul „autocefaliei ucrainene” constă în resetarea conștiinței ortodoxe a ucrainenilor

Adepții „Bisericii ortodoxe a Ucrainei” au ocupat cu forța două locașuri sfinte în regiunile Volyn și Vinnitsa

În regiunea Vinnitsa raiderii din „Biserica ortodoxă a Ucrainei” au pus un lacăt pe ușa sfântului locaș în care se rugau enoriașii