Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Протоиерей Андрей Новиков. IV Вселенский Собор и теория «восточного папизма»

Протоиерей Андрей Новиков. IV Вселенский Собор и теория «восточного папизма»
Εκτύπωση
14 Μαΐου 2021 έτος 11:46

Вниманию читателей предлагается работа члена Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви протоиерея Андрея Новикова. Текст доступен по ссылке: 

IV Вселенский Собор и теория «восточного папизма» (в Word)

***

Во вступительной части текста автор отмечает: 

«Восточный папизм — еретическое учение о примате власти в Православной Церкви второй по диптиху I тысячелетия христианской истории и первой (после отпадения Римской церкви) по диптиху II тысячелетия, именующей себя "первой без равных" Константинопольской патриаршей кафедры. Одним из краеугольных камней этой концепции является отстаиваемое константинопольским или фанариотским (по имени стамбульского квартала Фанар, в котором находится резиденция Константинопольских патриархов) богословием «право» кафедры бывшей столицы Византийской империи на высшую судебно-апелляционную власть над всеми Поместными Православными Церквами, а именно на пересмотр судебных решений иных патриархов или предстоятелей Поместных Церквей и их Соборов в отношении епископов и клириков этих Церквей. Отражающий официальную позицию Фанара антиканонический так называемый томос об автокефалии, выданный Синодом Константинопольской Церкви украинским раскольникам 6 января 2019 г., наделяет предстоятеля этой церкви «канонической ответственностью принимать безапелляционные судебные решения по делам епископов и клириков поместных Церквей». Как видим, поврежденное догматическое и каноническое сознание фанариотского богословия претерпевает некоторую эволюцию, или, лучше сказать, деградацию, расширяя мнимые права Константинопольского патриарха уже не только на прием апелляций, но вообще на вынесение любых судебных решений в отношении епископата и простого духовенства всех Православных Церквей.

Свои претензии в церковно-судебной сфере Фанар в первую очередь основывает на собственном прочтении деяний IV Вселенского или Халкидонского Собора (451 г.). На эту тему уже не раз писали специалисты по каноническому праву, по византийскому законодательству, исследователи и публицисты. Высказывался по рассматриваемому вопросу и автор данных строк. Учитывая, что интерес к теме по понятным причинам сохраняет свою актуальность, возникает необходимость подробнее и детальнее остановиться на анализе тех деяний и решений IV Вселенского Собора, которые используются для оправдания доктрины восточного папства.

Основная цель созыва Халкидонского Собора — защита Православия от ереси монофизитства. Однако Собор вынес и ряд канонических постановлений, правил. Также на Соборе рассматривались текущие моменты церковной жизни, связанные с тяжбами между епископами. Именно некоторые халкидонские каноны и представленные на суд Собора спорные ситуации были впоследствии использованы Фанаром в качестве аргументов, обосновывающих властные полномочия Константинопольского патриарха во Вселенской Церкви».

***

Оглавление

I. Дело Афанасия Перрского

II. Дело Фотия Тирского и Евстафия Беритского

III. Дело Ивы Эдесского

IV. 9 и 17 правила IV Вселенского Собора

IV.A. Текст правил и позиция Патриарха Варфоломея

IV.B. Толкование Аристина

IV.C. Анонимный греческий трактат «О привилегиях пресвятого престола Константинополя»

IV.D. Толкование Зонары

IV.E. Толкование Вальсамона

IV.F. Матфей Властарь

IV.G. «Исагога»

V. Экзархи диоцезов


 

Εκδοχή: Ρωσική

Τα υλικά κατά θέματα

Ο μητροπολίτης Βουδαπέστης και Ουγγαρίας Ιλαρίωνας: Tο Βατικανό ενέδωσε στους φιλελεύθερους στο ζήτημα των ομοφυλόφιλων ζευγαριών [Συνεντεύξεις]

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Άρθρο]

Αγιώτατος Πατριάρχης Κύριλλος: Ο Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως δεν είναι ελεύθερος άνθρωπος

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно [Άρθρο]

Αρχιεπίσκοπος Σεβαστείας Θεοδόσιος: Η Ορθόδοξη Εκκλησία υφίσταται πρωτοφανείς διώξεις και βία στην Ουκρανία

Η κυβέρνηση της Ουκρανίας επιχειρεί να αποκρύψει τα γεγονότα παραβίασης των δικαιωμάτων των πιστών από τη διεθνή κοινότητα

Μητροπολίτης Τσερκάσι και Κάνεφ Θεοδόσιος: Ολοένα και περισσότερες αληθινές πληροφορίες για την κατάσταση των πιστών της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας διεισδύουν στη δυτική κοινωνία

Σχισματικοί άρπαξαν τον ιερό ναό της Αγίας Σκέπης της Παναγίας στο χωριό Πετσόσκογε στην περιφέρεια Χμελνίτσκι στην Ουκρανία

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля [Πατριάρχης : Κηρύγματα]

Ο Αρχιεπίσκοπος Σεβαστείας Θεοδόσιος επισκέφθηκε τη Ρωσική Εκκλησιαστική Αποστολή στην Ιερουσαλήμ

Ο Πατριάρχης Κύριλλος ευλόγησε να αναπέμπονται ένθερμες δεήσεις υπέρ των ιεραρχών και κληρικών της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας, οι οποίοι επιδιώκουν τη διαφύλαξη της εκκλησιαστικής ενότητας

Циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии о молитвенном поминовении архиереев и клириков Украинской Православной Церкви, в узах пребывающих [Κείμενα]

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Άρθρο]

Учреждение автокефалии: канонический аспект [Άρθρο]

Можно ли говорить об иерархии среди Предстоятелей Поместных Церквей? Термин ἱεραρχία в византийской традиции [Άρθρο]

«Дело Максима Киника» и 4-е правило II Вселенского Собора и их значение в дискуссии о хиротониях [Άρθρο]

Ο Προκαθήμενος της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Πολωνίας κάλεσε σε προσευχή υπέρ των διωκομένων ορθοδόξων χριστιανών της Ουκρανίας

Αρχιεπίσκοπος Σεβαστείας Θεοδόσιος: Η Ορθόδοξη Εκκλησία υφίσταται πρωτοφανείς διώξεις και βία στην Ουκρανία

Η Ιερά Σύνοδος του Πατριαρχείου Αντιοχείας κάλεσε σε επίταση προσευχών για την Ουκρανική Ορθόδοξη Εκκλησία

Αρχιεπίσκοπος Σεβαστείας Θεοδόσιος: Οι διώξεις τις οποίες υφίσταται η Ορθόδοξη Εκκλησία στην Ουκρανία είναι άδικες και δεν μπορούν να δικαιολογηθούν και να γίνουν αποδεκτές σε καμία μορφή

Άλλα άρθρα

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Πρωθιερέας Νικόλαος Μπαλασόφ: Το Πατριαρχείο Μόσχας υποστηρίζει την πρόθεση της Εκκλησίας Ιεροσολύμων να συνδράμει στη συνοδική συζήτηση των προβλημάτων στην παγκόσμια ορθόδοξη οικογένεια

Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины»

Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви

Можно ли говорить об иерархии среди Предстоятелей Поместных Церквей? Термин ἱεραρχία в византийской традиции

О преследованиях Украинской Православной Церкви. По материалам СМИ, 19-30 апреля 2023 г.