Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Григорий Великий Двоеслов о титуле «Вселенский»

Григорий Великий Двоеслов о титуле «Вселенский»
Εκτύπωση
13 Φεβρουαρίου 2020 έτος 13:47

В статье Николая Манниса, в частности, приводятся выдержки из писем святителя Григория Двоеслова, Папы Римского, которые были написаны в связи с прибавлением титула «Вселенский» Константинопольским Патриархом святителем Иоанном Постником.

В рамках антиеретической борьбы с неопапизмом Фанара1 и по той причине, что его последователи утверждают, что Патриарх Константинопольский «как Вселенский Патриарх — первый без равного (primus sine paribus)»2, я публикую далее некоторые выдержки из наиболее важных писем Папы Римского Григория Великого Двоеслова (†604), которые были написаны в связи с прибавлением титула «Вселенский», что в то время только предпринял Патриарх Константинопольский святитель Иоанн Постник (†595).

Тогда речь шла о недопонимании, потому что представители Константинопольской Церкви воспринимали титул «Вселенский» просто как почетный титул (ведь Константинополь был столицей «Вселенной», как называли империю), т.е. это было «пустое и ничего не обозначающее слово»3, а не такой титул, который якобы свидетельствовал бы о некоем первенстве власти и управления над всей Церковью, как того боялся Григорий Великий.

Но поскольку в наше время этот страх оправдан, так как ересь Константинопольского неопапизма распространяется подобно раковой опухоли4, и по причине этой ереси в Церкви возникают новые и укрепляются старые расколы, тексты святителя сохраняют свою актуальность и помогут по-настоящему православным с отеческой точки зрения противостоять этому отклонению.

Эти письма Григория Великого наносят сокрушительный удар по первенству власти5 любого епископа, который считает, что у него есть право властвовать над всей Церковью, а потому впервые были использованы православными для борьбы с первенством власти Папы Римского.

При переводе их я принимал во внимание оригинальный латинский текст писем из монументального издания Mansi6, а также их перевод на английский язык из в равной степени серьезного издания7.

Итак, в своем письме от 595 года к Патриарху Константинопольскому святителю Иоанну Постнику, неправильно понимая этот титул, как мы сказали, и боясь, что его собрат-епископ будет воспринимать его буквально, Григорий Великий пишет8:

«В то время, когда ты, брат мой, был возведен в священный сан, помнишь ли ты, какой мир и согласие церквей ты нашел? Но я не знаю, с какой смелостью и каким гордым высокомерием ты попытался ухватиться за новый титул, который сердца всех твоих братьев мог ввести в соблазн.

Я чрезвычайно удивлен этим, поскольку помню, как ты сознательно скорее уклонялся от принятия епископского сана, нежели искал его. А сейчас, когда имеешь его, то желаешь пользоваться им как будто получил его по честолюбивому желанию…Потому что на самом деле (и говоря это, я плачу и имею величайшую скорбь на сердце) приписываю своим грехам то, что сей брат мой, который получил сан епископа для того, чтобы приводить души других к смиренномудрию, до сего времени сам не смог прийти к нему; потому что тот, кто учит истине других, не согласился научить самого себя, даже когда я умоляю его об этом. 

Я молюсь, чтобы ты дошел до мысли о том, что по причине твоего безрассудного высокомерия колеблется церковный мир, а это противно благодати, что изливается на всех вместе, каковая благодать несомненно имеет силу возрастать настолько, насколько ты сам решишь. И она в самом деле увеличится намного, насколько ты будешь удерживать себя от восхищения горделивого и безумного титула: и ты покажешь соответствующее преуспеяние, если не поддашься чрезмерному возвеличиванию в ущерб своим братьям.

А потому, возлюбленный брат, всем сердцем возлюби смирение, которым можно сохранить согласие всех братьев и единство Святой Вселенской Церкви. Несомненно, апостол Павел, когда слышал говорящих: "Я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов" (1 Кор. 1:13), отнесся с крайним ужасом к рассечению Тела Христова, члены которого полагались под другие главы, говоря: "Разве Павел за вас распялся, или во имя Павлово вы крестились?" (1 Кор. 1:13).

Итак, если тогда он остерегал от подчинения членов Христовых отчасти иным главам, даже если они были самими апостолами, то, что ты скажешь Христу, Который есть Глава Вселенской Церкви в день конечного Суда, пытаясь подчинить все Его члены самому себе, присвоив себе наименование "Вселенский"?

Кому другому, вопрошаю я, предлагается подражать этим распутным титулом, как не тому, кто, презирая легионы ангелов, с которыми был связан, попытался взойти на единственную вершину, чтобы не подчиняться никому и казаться одному выше всех? Тому, кто также сказал: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему" (Ис. 14:13-14).

Ведь что иное есть твои братья, епископы Вселенской Церкви, как не звезды небесные, жизнь которых и красноречие сияют среди грехов и ошибок людей, как будто среди ночной тьмы? И когда этим гордым наименованием ты желаешь поставить себя выше их, и унизить их имя в сравнении с твоим, то [не говоришь ли]: "Взойду на небеса; возвеличу свой трон выше звезд небесных"?

Не все ли епископы вместе суть облака, которые изливают дождь слов проповедания и блистают светом добрых дел? И когда твое Святейшество презирает их и ставит ниже себя, то, что иное говорит, как не то, что было сказано древним врагом: "Поднимусь выше высот облаков"?»9

Два года спустя (597 г.) он пишет императору Маврикию:

«Кто же это такой, кто, вопреки постановлениям евангельским и каноническим определениям, осмеливается присвоить себе новое наименование? Таковым бы был в действительности тот, кто, желая быть «Вселенским», уничижает остальных. Однако мы знаем, что в Константинопольской Церкви было много таких епископов, которые пали в бездну ереси и сделались не только еретиками, но даже ересиархами. 

Таков был Несторий, который допускал два лица в Иисусе Христе, посреднике между Богом и людьми. Он унизился до еврейского неверия, не признавая того, чтобы Бог мог сделаться человеком. Из вашей же среды вышел и Македоний, который отрицал божественность Святого Духа, единосущную Отцу и Сыну. Если кто-либо в такой церкви присвоит себе имя вселенского, каковым сделает себя главой всех, то выйдет, что всякий раз, когда будет падать называющий себя "Вселенским", то (упаси Боже10) будет падать и Вселенская Церковь. Но да будет изглажено из сердца христиан это богохульное имя (nomen blasphemiae), которое оскорбительно для чести всех собратьев, когда оно безрассудно присваивается одним лицом»11.

В другом своем письме к императору Григорий отмечал, что «всякий, кто именуется или желает именоваться «Вселенским иерархом», этим своим возвышением становится предтечей Антихриста, потому что высокомерием ставит себя выше всех остальных»12.

Подобное письмо он направил и другим Патриархам Востока: Александрийскому святителю Евлогию (†607) и Антиохийскому святителю Анастасию (†599), в письме он писал следующее:

«Как знают Ваши досточтимые Святейшества, этот Вселенский титул был предложен собором в Халкидоне предстоятелю Апостольского престола, которым, по промыслу Божию, я служу. Но ни один мой предшественник никогда не соглашался принять этот грубый титул (profano vocabulo), поскольку, несомненно, если один патриарх называется Вселенским, то имя Патриарха в отношении других умаляется… В то время как мы не желаем принять честь, которая нам предлагалась, подумайте, как нечестиво для кого-то другого желать присвоить себе это насильственно… Поэтому да не называют Ваши Святейшества в своих посланиях кого-либо Вселенским, чтобы не отнимать от чести, надлежащей вам, предлагая другому то, что не ему не надлежит… Ибо, если это выражение допустимо к употреблению, то честь всех патриархов отрицается: и в то время, как один, которого называют “Вселенским” случайно падет в заблуждение, то не будет ни одного епископа, оставшегося в истине»13.

В своем ответе Патриарх Александрийский святитель Евлогий «писал к нему, что, согласно его повелению, не использует более титул «вселенский» в письмах к Константинопольскому Патриарху, а самого Григория назвал «вселенским Папой»14.

Но святитель Григорий в своем ответном письме с особой силой отверг эту любезность, написав, между прочим, следующее:

«Твоя святость также заявила, что не будет отныне использовать гордых титулов, которые происходят от корня тщеславия, письменно к некоторым лицам, и ты сам нам сообщаешь об этом, говоря: "Как вы нам повелели". Прошу тебя, избавь мой слух от этого слова "повеление", поскольку я знаю, кто я таков, и кто вы. По своему чину — вы мне собратья, а по достоинству — отцы мои… Итак, я сказал, что ни в отношении меня, ни кого-либо другого не следует писать ничего такого. И вот, в предисловии письма, которое ты мне направил, ты посчитал, что нужно использовать горделивое наименование, называя меня «Вселенским Папой». Умоляю твое Святейшество, не делай больше так… Я не почитаю за свою честь то, что, знаю, способствует утрате чести моих собратьев. Моя честь — это честь вселенской Церкви. Моя честь — это надежный авторитет моих собратьев. Тогда только я буду по-настоящему почтен, когда никто не лишается чести, которая полагается другим. Потому что, если твое Святейшество называет меня «Вселенским Папой», тогда ты отказываешься от того, что свойственно тебе, поскольку предполагается, что я епископ всей вселенной. Да будут далеко от нас те слова, который внушают самодовольство и ранят милосердие»15.

Вышеприведенные тексты Григория Великого являют собой пример серьезного обличения не только сатанинского папизма, но и любого неопапзима, который будут пытаться выносить в нашей Святой Церкви либо Папа, либо Патриарх, либо ангел с неба!

Перед лицом существующего неопапизма Константинопольского Патриархата мы вместе с Григорием Великим воскликнем: «Но эта его гордыня о чем ином свидетельствует, как не о том, что времена антихриста уже близко?»16

А мы, православные, со святыми в качестве наших руководителей будем противостоять предтечам антихриста и будем сохранять неискаженной переданную нам Веру наших Отцов! Да будет так.

Николай Маннис, преподаватель


1 См.: α) ΟΥΚΡΑΝΙΚΟ ΖΗΤΗΜΑ: Ο ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΚΑΤΑ ΤΩΝ ΝΕΟΠΑΠΙΚΩΝ ΦΑΝΑΡΙΩΤΩΝ (ΚΑΙ ΕΝΑ ΣΧΟΛΙΟ), β) Η Νέα Ρώμη στα χνάρια της Παλαιάς;, γ) Είναι ο Πατριάρχης Βαρθολομαίος «Οικουμενικός»; δ) Αίρεση του παπισμού Κωνσταντινουπόλεως.

2 Primus sine paribus: Ἁπάντησις εἰς τὸ περὶ πρωτείου κείμενον τοῦ Πατριαρχείου Μόσχας. Τοῦ Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Προύσης κ. Ἐλπιδοφόρου:

3 Χρυσοστόμου Παπαδοπούλου, Το πρωτείον του επισκόπου Ρώμης, Αθήνα, 1964, σελ. 140.

4 Возвышение «Вселенского» над всеми его собратьями-епископами было институционально оформлено и на Критском лжесоборе (см. https://www.holycouncil.org/-/rest-of-christian-world?inheritRedirect=true&redirect=%2F, §10 και 14).

5 Единственное первенство, которое признает Церковь Христова, это абсолютно формальное первенство чести, которое, по словам Макария Анкирского, состоит в том, чтобы «предстоятельствовать, председательствовать, первым собеседовать, первым высказывать свое мнение, первым подписываться в заседаниях собора и деяниях и, в дополнение к этому, его имя первым возглашается в диптихах» (Δοσιθέου Ιεροσολύμων, Ιστορία των εν Ιεροσολύμοις πατριαρχευσάντων, Βουκουρέστι, 1715, с. 954).

6 Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio, Vol. 9, Florentiae, 1763.

7 Nicene and Post-Nicene Fathers, Vol. 12, Buffalo NY, 1895.

8 Все эти титулы и обращения, которыми по обыкновению величают церковных лиц (напр. Вселенский, Всесвятейший, Божественнейший, Блаженнейший, Высокопреосвященный, Высокопреподобный и т.д.) являются почетными титулами, не имеют буквального значения и не отражают настоящей реальности (ср. Χρ. Παπαδοπούλου, Το πρωτείον…, ό.π., σελ. 153-155).

9 Μεγάλου Γρηγορίου, Επιστολάριον, Βιβλίον Ε΄, Επιστολή 18.

10 Ср. Мф. 17:18.

11 Μεγάλου Γρηγορίου, ό.π., Επιστολή 20.

12 Μεγάλου Γρηγορίου, ό.π., Βιβλίον Ζ΄, Επιστολή 33.

13 Μεγάλου Γρηγορίου, ό.π., Βιβλίον Ε΄, Επιστολή 43.

14 Χρ. Παπαδοπούλου, Το πρωτείον…, ό.π., σελ. 140.

15 Μεγάλου Γρηγορίου, ό.π., Βιβλίον Η΄, Επιστολή 30.

16 Μεγάλου Γρηγορίου, ό.π., Βιβλίον Ε΄, Επιστολή 21 (Προς την Αυτοκράτειρα Κωνσταντίνα).

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Εκδοχή: Ρωσική

Τα υλικά κατά θέματα

Митрополит Волоколамский Иларион: Профанация таинств представителями «ПЦУ» свидетельствует о том, что происходит внутри этой псевдоцерковной структуры [Συνεντεύξεις]

Кризис в отношениях между Константинопольским и Московским Патриархатами в контексте мировой политики XX-XXI веков [Άρθρο]

Ο Μακαριώτατος Μητροπολίτης Κιέβου και πάσης Ουκρανίας Ονούφριος: Το Αυτοκέφαλο θα πρέπει να είναι καρπός της ενότητας της Εκκλησίας και όχι συνέπεια του διχασμού της [Συνεντεύξεις]

Μητροπολίτης Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνας: Οι διαβουλεύσεις της «πρωτοβουλίας του Αμμάν» θα συνεχιστούν [Συνεντεύξεις]

Συνάντηση του προέδρου του Τμήματος Εξωτερικών Εκκλησιαστικών Σχέσεων με την πρέσβη της Ελλάδας στη Μόσχα

Καταληψίες από την «Ορθόδοξη Εκκλησία της Ουκρανίας» κλείδωσαν ναό της Περιφέρειας Βίνιτσα της Ουκρανίας απ’έξω την ώρα που οι ενορίτες προσεύχονταν μέσα

Καταβάλλονται προσπάθειες να στερηθεί της οικίας του, που μετατράπηκε σε τόπο λατρείας, ο Ιερέας κατειλημμένου ναού στην Ουκρανία