Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Заявление Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года

Заявление Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года
Εκτύπωση
6 Δεκεμβρίου 2019 έτος 23:14

Заявление принято на заседании Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года.

Синод Украинской Православной Церкви, обсудив последние события в сфере межправославных отношений, заявляет:

1. Вынуждены констатировать, что в результате антиканонических действий Константинопольского Патриархата в Украине, а также в связи с принятием в общение Предстоятелями Элладской и Александрийской Православных Церквей раскольнической «Православной церкви Украины», ситуация в мировом Православии значительно ухудшилась и разделение между Поместными Православными Церквами углубилось не только на административном, но и на духовном уровне — то есть на уровне общения в Таинствах.

2. Стало очевидным, что этот кризис является не только проблемой двусторонних отношений между Константинопольским и Московским Патриархатами, а касается всего мирового Православия — всех Поместных Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы жизни и миссии Церкви Христовой. Данная проблема имеет не административный, а экклезиологический характер. Наружу вышла новая концепция первенства Константинопольского Патриарха как «первого без равных» в мировом Православии, которой никогда не знала Православная Церковь и которая фактически является нарушением принципа соборности Церкви и следствием неправильного понимания природы Церкви вообще и роли отдельной Поместной Церкви в Теле Христовой Церкви, в частности. Кроме того, Константинопольский Патриархат начал допускать к сослужению лиц, не имеющих священного сана, что является кощунством и поруганием Евхаристии.

3. Учитывая это, прекращение Украинской Православной Церковью евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом и с Церквами и иерархами, которые признали раскольников, является не злоупотреблением Евхаристией, или тем более шантажом Евхаристией, как некоторые иногда говорят, а наоборот, является защитой Евхаристии и сохранением канонической и духовной чистоты и непорочности Церкви. Ведь Господь наш Иисус Христос, по слову святого апостола Павла, «возлюбил Церковь и предал Себя за нее … чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-то подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

4. Именно по этим причинам ложными и манипулятивными являются обвинения в адрес Украинской Православной Церкви в том, что она якобы движется к самоизоляции, прекращая евхаристическое общение с теми, кто вступил в общение с нераскаявшимся раскольниками. На самом деле, мы отстаиваем чистоту канонического предания Церкви, защищаем Церковь от кощунства. Иначе, если к священнослужению допускаются лица, не имеющие законных хиротоний, если раскол объявляется Церковью, а настоящая Христова Церковь игнорируется или называется расколом, то возникает опасность подмены Церкви. Кроме того, такими антицерковными действиями стирается грань между Церковью и расколом. В результате создается новая «церковь», основанная людьми, вместо той, которую основал Господь наш Иисус Христос, приобретя ее Себе Кровью Своею (см. Деян. 20:28).

5. Один из базовых принципов канонического права Православной Церкви заключается в том, что тот, кто вступает в евхаристическое общение с отлученным, сам отлучается от общения с Церковью. В связи с этим, принятие некоторыми Поместными Церквами в общение лиц, совершивших раскол в других Поместных Церквах, не принесших за это покаяние и не имеющих действительного священного сана, автоматически ставит перед ними вопрос о том, не является ли дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с раскольниками соучастием в этом грехе и нарушением приведенного выше канонического принципа?

6. Считаем, что единственным способом выхода из этого кризиса является всеправославное соборное обсуждение и решение всего комплекса этих проблемных вопросов. Осознавая все сложности, связанные с созывом такого всеправославного совещания, другого выхода из кризисной ситуации мы пока не видим. А потому, приветствуем инициативу Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофила III о созыве Всеправославного совещания в Иордании. В тяжелые времена истории нашей Церкви уже был случай помощи Иерусалимского Патриархата, когда в 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан в Киеве возобновил православную иерархию на замену ушедших в унию под давлением тогдашней польско-литовской власти. Одобряем, благодарим и с надеждой смотрим на подобные призывы к Всеправославному совещанию от Предстоятелей и иерархов других Поместных Православных Церквей, которые начали все чаще и сильнее звучать в последнее время.

7. Констатируем, что, к сожалению, в жизнь мирового Православия начали грубо вмешиваться геополитические и политические факторы. В результате отдельные Поместные Церкви начали принимать свои церковные решения под влиянием этих факторов вопреки церковным канонам и многовековой традиции Церкви. Мы понимаем, что каждая Поместная Церковь совершает свое служение в рамках того или иного государства, а иногда и нескольких или многих государств. Часто тот или иной православный народ исторически очень тесно связан как с собственным государством, так и со своей Поместной Церковью. Однако, по нашему глубокому убеждению, каждая Поместная Церковь в своем служении Богу должна быть выше, чем национальные, государственные или политические границы и интересы, и не поддаваться внешнему давлению, помня, что Царство Божие, которое мы проповедуем, есть не от мира сего (см. Ин. 18:36). Если каждая Поместная Церковь будет ассоциировать себя исключительно с интересами собственного государства, то мировое Православие не сможет быть единым, ведь бывает, что государства конфликтуют или воюют между собой, но Церковь должна сохранять единство и примирять людей, а не становиться стороной или средством противостояния. Выражаем надежду, что Святая Православная Церковь с помощью Божией найдет силы преодолеть эти вызовы и сохранить свое единство, поднявшись выше национальных и государственных границ и интересов, ведь во Христе нет «ни эллина, ни иудея … варвара, скифа, … но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

8. Обращаемся к архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам нашей Украинской Православной Церкви. Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Не без промысла Божия так случилось, что именно по Украине и по нашей Церкви в рамках мирового Православия сегодня пролегает грань между Церковью и расколом. В этой ситуации мы должны сохранить чистоту канонического устройства и учения Церкви. Нас пугают самоизоляцией. Но когда мы живем в истинной вере, то самоизоляции не может быть, как говорил об этом приснопамятный митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «со Христом не бывает самоизоляции». Фактически, сегодня наша Украинская Православная Церковь, переживая различные испытания, отстаивает единство всего мирового Православия. Не бойтесь! Вы находитесь в истинной Церкви! Любите Церковь, берегите Церковь и себя в Ней, потому что через Нее Господь нас спасает. А все остальное оставьте на волю Божию. Помните, что не люди управляют Церковью, а Сам Господь. Будем же молиться, чтобы Господь Духом Своим Святым исправил все ошибки человеческие, очистил нас от всякой скверны и спас души наши!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

 

Τα υλικά κατά θέματα

Βάνδαλοι βεβήλωσαν δύο ναούς στην περιφέρεια Σούμυ της Ουκρανίας

Συνάντηση του προέδρου του Τμήματος Εξωτερικών Εκκλησιαστικών Σχέσεων με την πρέσβη της Ελλάδας στη Μόσχα

H oυκρανική αστυνομία άρχισε να ερευνά τις απειλές σε ιερέα της κανονικής Εκκλησίας από εκπρόσωπο της «Ορθοδόξου Εκκλησίας της Ουκρανίας»

Καταληψίες από την «Ορθόδοξη Εκκλησία της Ουκρανίας» κλείδωσαν ναό της Περιφέρειας Βίνιτσα της Ουκρανίας απ’έξω την ώρα που οι ενορίτες προσεύχονταν μέσα

Καταβάλλονται προσπάθειες να στερηθεί της οικίας του, που μετατράπηκε σε τόπο λατρείας, ο Ιερέας κατειλημμένου ναού στην Ουκρανία

Митрополит Волоколамский Иларион: Профанация таинств представителями «ПЦУ» свидетельствует о том, что происходит внутри этой псевдоцерковной структуры [Συνεντεύξεις]

Иерусалим и братская встреча в Аммане [Συνεντεύξεις]

Μητροπολίτης Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνας: το θέμα της Ουκρανίας δεν έκλεισε [Συνεντεύξεις]

Καταληψίες από την «Ορθόδοξη Εκκλησία της Ουκρανίας» κλείδωσαν ναό της Περιφέρειας Βίνιτσα της Ουκρανίας απ’έξω την ώρα που οι ενορίτες προσεύχονταν μέσα

Καταβάλλονται προσπάθειες να στερηθεί της οικίας του, που μετατράπηκε σε τόπο λατρείας, ο Ιερέας κατειλημμένου ναού στην Ουκρανία

Άλλα kείμενα

Διαλογοσ και ενοτητα

Ψήφισμα της Μόνιμης Διασκέψεως των Κανονικών Ορθοδόξων Επισκόπων της Βορείου και Νοτίου Αμερικής για το ζήτημα της ούτως λεγομένης «Ουκρανικής Αυτοκεφάλου Εκκλησίας»

Δήλωση της Ιεράς Συνόδου της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Ρωσίας

Αντιπροσωπεία της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας στους Ευρωπαϊκούς Διεθνείς Θεσμούς σχολίασε την απάντηση των αρχών της Ουκρανίας επί του αιτήματος των ειδικών εισηγητών του ΟΗΕ επί θεμάτων, που αφορούν στις παραβιάσεις δικαιωμάτων των πιστών

Δήλωση της Ιεράς Συνόδου της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας σχετικά με την κατάσταση στην ουκρανική και την ανά την Οικουμένη Ορθοδοξία

Η Εκκλησία της Αλβανίας αρνείται να αναγνωρίσει την “Ορθόδοξη Εκκλησία της Ουκρανίας”, την οποία δημιούργησε το Πατριαρχείο Κωνσταντινουπόλεως

Περί καταστάσεως της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας

Ι.Μ. Πειραιώς για το ουκρανικό: «Η Ορθοδοξία οδηγείται σε μεγάλο σχίσμα»

Ψήφισμα της Ιεράς Συνόδου Ιεραρχίας της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Ουκρανίας της 13ης Νοεμβρίου 2018

Ανακοινωθέν της Ιεράς Συνόδου της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Ρωσίας με αφορμή την επιβουλή του Πατριαρχείου Κωνσταντινουπόλεως κατά του κανονικού εδάφους της Εκκλησίας της Ρωσίας