Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Письмо Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Патриарху Константинопольскому Варфоломею от 21 марта 2019 года

Письмо Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Патриарху Константинопольскому Варфоломею от 21 марта 2019 года
Εκτύπωση
2 Απριλίου 2019 έτος 17:21

29 марта 2019 года на официальном интернет-портале Албанской Православной Церкви был опубликован текст письма Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Предстоятелю Константинопольской Церкви. Как отмечается во вводной части публикации, в своей предшествовавшей переписке с Константинопольским Патриархом Архиепископ Анастасий не получил ответа на недоумения, изложенные в письме от 14 января, где сообщалось о решении Священного Синода Албанской Церкви воздержаться от признания созданной Константинопольским Патриархатом так называемой «Православной церкви Украины».

В опубликованном письме Блаженнейший Архиепископ Анастасий указал, в частности, на то, что решениями Патриарха Варфоломея по украинскому вопросу не было достигнуто уврачевание разделения, при этом возникла опасность разделения Вселенского Православия. Особое внимание Его Блаженство уделил проблеме апостольского преемства принятых Константинопольским Патриархатом в общение украинских раскольнических лидеров и их последователей. Текст письма ниже приводится полностью.

Всесвятейший и Божественнейший Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх г-н Варфоломей, о Христе Боге весьма возлюбленный и желанный собрат и сослужитель нашего смирения. Ваше Божественнейшее Всесвятейшество о Господе лобызая, мы с превеликим удовольствием приветствуем.

С большим интересом ожидая Ваш ответ на озабоченность Автокефальной Православной Церкви Албании в отношении Предстоятеля новой Автокефальной Православной Церкви Украины, мы получили Ваше письмо от 20 февраля 2019 года и на заседании нашего Священного Синода 7 марта с.г. обстоятельно изучили его содержание. В силу огромной важности этого вопроса мы неизменно с искренним уважением обязаны дать некоторые объяснения и разъяснения.

1. В нашем письме от 14 января с.г. не было никаких сомнений в отношении ответственности и права Вселенского Патриарха предоставлять автокефалию всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. Наш вопрос касался, главным образом, процедуры и, в частности, одной крайне важной для православной экклесиологии проблемы. Очевидно, что содержание первых страниц Вашего ответного письма не имеет никакого отношения к сформулированному нами недоумению. И потому мы никоим образом не будем здесь упоминать о нем, а просто ограничимся тем, что, не находясь под каким-либо влиянием аргументации других автокефальных Церквей, отметим только три вопроса, которые имеют непосредственное отношение к духовной традиции и сознанию Православной Церкви: 1) Божественная Евхаристия; 2) апостольское преемство и 3) соборность.

Наше беспокойство касалось, в частности, такой жизненно важной темы, как хиротонии епископов и апостольское преемство. А потому, прежде всего, была отмечена коварная роль самозваного «почетного Патриарха Киевского и всея Руси-Украины» Филарета и с богословской точки зрения выражена сдержанность в отношении законности совершенных им хиротоний, исходя из того, что божественная благодать не действует, когда совершителем является лицо, изверженное из сана, отлученное от Церкви и преданное анафеме, и что рукополагающий каноническим образом епископ действует не своей собственной силой, но от имени Церкви — единственной носительницы благодати Божией. Мы задаемся вопросом, а делает ли восстановление Филарета в каноническом чине автоматически законными совершенные им хиротонии?

2. Сопоставление и проведение аналогии украинской проблемы с Мелитианским расколом IV века, о чем подробно говорится в Вашем письме, не разрешили наши недоумения. Но, напротив, внимательное изучение его приводит к иным выводам. В присланном нам трактате приснопамятного митрополита Анхиальского, а затем Смирнского Василия, в приложении [под названием] «Более подробно о Мелитианском расколе» написано следующее: «Восстановление состоялось путем принятия в одном епископском достоинстве без права священнодействия самого Мелития с одной стороны, и рукоположенных им в состоянии отлучения епископов, пресвитеров и диаконов, с другой стороны, на тех же самых условиях и тем же самым образом, каким восьмое правило предписывает принимать катаров или новациан, т.е. через простое руковозложение с молитвой (δι’ ἁπλῆς χειροθεσίας μετ’ εὐχῆς), утверждая каждого из них в соответствующую священную степень». Последняя пояснительная фраза в Вашем письме была опущена.

В действительности в отношении процедуры исправления раскола разъяснил Афанасий Великий: «Собор определил…поставленные же им и утвержденные таинственным рукоположением принимаются в общение с тем, чтобы они, сохраняя свое достоинство и служение, занимали непременно второе место после всех лиц, которые поставлены в каждом приходе и церкви»1. Как уже упоминалось, митрополит Василий усвоил предположение о том, что они были приняты в общение простым руковозложением с молитвой (δι’ ἁπλῆς χειροθεσίας μετ’ εὐχῆς). По этому поводу серьезный историк приснопамятный Архиепископ Афинский Хризостом (Пападопулос) резюмирует: «Собор занимался и вопросом Мелития Ликопольского (прав. 4). Мелитию было позволено пребывать в Ликополе и сохранить епископское достоинство, но без права управления Ликопольской епископией и права рукоположений. Александр Александрийский потребовал от него (Мелития) бревий (список) рукоположенных им епископов, число которых восходило к двадцати девяти. Проявляя человеколюбие, Собор признал их в их достоинстве новым возложением рук, «утвержденные таинственным рукоположением», при условии, чтобы они были вторыми после канонических епископов, подчинялись Архиепископу Александрийскому и не принимали участия в избрании епископов. Но они могли быть избранными на вакантные епископские места. И только Мелитий не мог быть избран»2.

Таким образом, исправление Мелитианского раскола и по икономии принятие незаконно рукоположенных Мелитием [клириков] включало в себя следующие этапы: 1) покаяние; 2) возложение рук каноническим епископом — самое минимальное требование для подтверждения апостольского преемства; 3) молитву и, наконец, 4) примирение. Речь идет о принципе, применяющемся во всех без исключения случаях возвращения раскольников в Православную Церковь и определяющем интересный выход из существующей проблемы.

Несмотря на то, что случай Филарета в удивительной степени напоминает соответствующую ситуацию с Мелитием, который при возвращении сохранил «одно лишь достоинство епископа»3 без какой-либо церковной власти или авторитета, необъяснимой остается выказываемая по отношению к нему (Филарету — прим. пер.) снисходительность. Филарет был повторно принят в каноническую Церковь (неизвестно, подавал ли он покаянное прошение), а его предыдущие недействительные церковные действия были подтверждены все сразу одним лишь синодальным деянием. Он неоднократно публично хвастался тем, что «был, есть и будет Патриархом Киевским и всея Руси-Украины», продолжает носить особый русский патриарший головной убор, ведя себя, как Патриарх. Он оставался хозяином положения на созванном объединительном соборе, избравшем незаконно «рукоположенного» им же Епифания. Сегодня Филарет — постоянный член Синода, который утверждает, что является также управляющим всеми приходами Киева. Эти факты, по всей видимости, известны и не лишены церковного значения.

В завершение отметим несомненный факт, что Мелитианский раскол был уврачеван не решением Александрийского Патриархата, к юрисдикции которого как епископ Ликопольский относился Мелитий, а решением Первого Вселенского Собора.

3. Кроме того, украинский вопрос не имеет никаких аналогий с РПЦЗ. Этот случай касается отсечения проживающих в диаспоре русских от Русской Церкви, находившейся под советским надзором. Здесь не было ни отлучений от Церкви, ни анафем, и апостольское преемство не ставилось под сомнение. А когда пал атеистический режим, состоялось воссоединение. Исправление раскола совершилось в храме Христа Спасителя через особое церковное последование и молитву о воссоединении.

Что касается болгарского раскола, то никакого отношения или аналогии с украинским вопросом он не имеет. Последний есть разрыв внутри Поместной Церкви, в то время как болгарский раскол на протяжении долгого времени был удалением целого народа от Вселенского Патриархата и всего Православия. Его исправление началось во время заседания Всеправославной комиссии, собравшейся для подготовки Всеправославного Предсобора в Ватопедском монастыре на Афоне в июне 1930 года. Основным условием, которое ставилось и в итоге было выполнено, была просьба о прощении со стороны Болгарской Церкви. Наконец, в результате многолетних сложных переговоров в 1945 году раскол прекратил свое существование, способствуя достижению мира в Православии.

4. Мы безусловно разделяем заботу Вселенского Патриархата о том, чтобы предоставить возможность верующим на Украине, жертвам многолетнего разделения, вновь войти в лоно Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви. Но очевидно и то, что желаемый мир не был достигнут, поскольку девяносто архиереев и более двенадцати тысяч приходов не находятся в общении со Вселенским Патриархатом. В то же время видна опасность разделения Вселенской Православной Церкви.

В отношении необычного укорительного тона [Вашего] данного письма и намеков на то, что на нас оказали влияние другие Церкви, мы вынуждены напомнить, что на протяжении десятилетий на деле доказывали свою братскую преданность, в частности, во время Собраний Предстоятелей и на Святом и Великом Соборе Православных Церквей на Крите, действуя всегда в согласии с инициативами Вашего Божественнейшего Всесвятейшества. Иногда мы бесстрашно возвышали свой голос даже ценой вхождения в противоречия с возлюбленными собратьями из других Церквей. И все это делалось всегда ради сплочения и подобающего свидетельства Православия. Одним из недавних аргументов [в пользу] беспристрастности нашего мнения и независимой позиции являются направленные нами Блаженнейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письма от 10 октября и от 7 ноября 2018 года.

На протяжении трех десятилетий мы выражаем на деле наше глубочайшее уважение и искреннюю благодарность Вселенскому Престолу за действия на пользу Албанской Автокефальной Православной Церкви. Однако мы убеждены, что подлинная признательность не влечет за собой отмену критической богословской мысли и церковного опыта или отказ от свободы совести. Напротив, она означает повышенное чувство долга, требующее всегда с ясностью и любящим дерзновением высказывать свою оценку.

Воздаяние за оказанную честь совершилось через дела. Мы приняли сопровождавшееся невообразимыми трудностями приглашение приехать в Албанию, оставив позади две особенно любимых нами сферы служения: Африку и исследования в области религиоведения. Требовавшая исключительных сил и с непредсказуемым результатом миссия по восстановлению из руин полностью разрушенной Автокефальной Церкви Албании, возложенная на нас Матерью Великой Церковью Христовой, по благодати Божией совершалась в духе жертвенности среди лишений, болезней, опасностей и гонений.

В отношении украинского вопроса было бы надежней избрать ложное благоразумие, дабы избежать нам колких комментариев, оскорбительных, личных и необоснованных обвинений со стороны безответственных лиц. Но мы верим, что Первоиерарх Православия любит и нуждается во всеобъемлющей правде, особенно в случаях крайне важных всеправославных проблем. А потому мы снова вернулись к тому, чтобы отметить историческую точность событий.

5. Ваше Всесвятейшество, мы продолжаем волноваться за сохранение Православного единства, составляющего незаменимое условие для свидетельства Православия всему миру. Уже ощутимы трения в епископских собраниях в диаспоре и в межхристианских многосторонних и двусторонних диалогах. Албанская Церковь, как и многие другие, твердо убеждена в том, что в настоящий исторический момент для уврачевания болезненных травм и особенно грозящего раскола становится необходимым некое Всеправославное Совещание, для начала ставящее цель духовно поддержать всех без исключения православных верующих на Украине и, прежде всего, обеспечить сплоченность православных. И совершенно ясно, что мы готовы внести свой творческий вклад в эти труднейшие весьма важные усилия.

Нельзя противостоять имеющимся различным представлениям с помощью пространных монологов, заявлений, переписки, вмешательства безответственных лиц, вводящих в заблуждение комментариев и бессвязных публикаций в социальных сетях. Кризисы преодолеваются в соответствии с православной традицией с помощью соборности, которая означает собрание в одном месте и молитвенное совещание ответственных представителей Поместных Православных Церквей. Тогда, при содействии Благодати Всесвятого Духа этот собор, прибегая к человеколюбию, сможет найти оригинальные решения, исполненные снисхождения, прощения и примирения, и принять смелые приемлемые для всех решения, цель которых — примирение, единство и духовное назидание православных верующих во всем мире. А привилегия созыва Всеправославных совещаний, без сомнения, принадлежит Вселенскому Патриарху. Этой просьбой завершается наша отсылка к украинскому вопросу.

Во избежание любых перетолкований мы разъясняем, что в случае трагического исхода [в виде] раскола (упаси Боже!), Албанская Автокефальная Православная Церковь останется со Вселенским Патриархатом, неизменно говоря об истине с любовью. Проходя через трогательный период Святой и Великой Четыредесятницы, мы от всей души молимся, чтобы Бог-Троица даровал Вашему Божественнейшему Всесвятейшеству непоколебимое здравие и духовную силу, и повторяем любимые Вами и нами исполненные прославления и уверенности слова апостола Павла: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:20-21).

Засим, лобызая Вас святым лобзанием, мы пребываем со всяким почтением и братской любовью о Христе, «для Которого все и от Которого все» (Евр. 2:10).

В Тиране, 21 марта 2019 года

Вашего Божественнейшего Всесвятейшества

+Анастасий, Архиепископ Тиранский, Диррахийский и всей Албании


1 Athanasius Theol., De decretis Nicaenae synodi Chapter 36, section 7, line 2 TLG

2 Χρυσοστόμου Παπαδοπούλου, Ἀρχιεπισκόπου Ἀθηνῶν καί πάσης Ἑλλάδος,Ἱστορία τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἀλεξανδρείας (62-1934), Ἐκδ. Πουρναρᾶ, Θεσσαλονίκη 2009, σελ. 179-180.

3 «Он останется в своем городе, но отнюдь не имеет права ни рукополагать, ни избирать, и по этому поводу не должен являться ни в селении, ни в городе…но в отношении к лицу Мелетия, ради прежних его беспорядков, ради безрассудного и упорного его нрава, мнение не таково: ему, как человеку, могущему снова произвести те же самые беспорядки, не дано никакого права и никакой власти». Athanasius Theol., De decretis Nicaenae synodi Chapter 36, section 7, line 2 TLG.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Εκδοχή: Ρωσική

Τα υλικά κατά θέματα

Ο Προκαθήμενος της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Αλβανίας απευθύνθηκε με υποστήριξη στον καθηγούμενο της Λαύρας των Σπηλαίων του Κιέβου

Ο Προκαθήμενος της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Αλβανίας απέστειλε επιστολή υποστήριξης προς τον μητροπολίτη Τούλτσιν και Μπρατσλάφ Ιωνάθαν

Интервью митрополита Волоколамского Илариона изданию Orthodoxie.com [Συνεντεύξεις]

Апелляции к Константинополю согласно Томосу Восточных Патриархов 1663/4 гг. [Άρθρο]

Ο μητροπολίτης Βουδαπέστης και Ουγγαρίας Ιλαρίωνας: Tο Βατικανό ενέδωσε στους φιλελεύθερους στο ζήτημα των ομοφυλόφιλων ζευγαριών [Συνεντεύξεις]

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Άρθρο]

Αγιώτατος Πατριάρχης Κύριλλος: Ο Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως δεν είναι ελεύθερος άνθρωπος

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно [Άρθρο]

Ο Προκαθήμενος της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Πολωνίας κάλεσε σε προσευχή υπέρ των διωκομένων ορθοδόξων χριστιανών της Ουκρανίας

Ο μητροπολίτης Τσερκάσι και Κάνεφ Θεοδόσιος διηγήθηκε στον ΟΗΕ για τις διώξεις της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας από την κυβέρνηση της Ουκρανίας

Ο μητροπολίτης Τούλτσιν και Μπράτσλαφ Ιωνάθαν διαγνώσθηκε με εγκεφαλικό επεισόδιο

Αρχιεπίσκοπος Σεβαστείας Θεοδόσιος: Η Ορθόδοξη Εκκλησία υφίσταται πρωτοφανείς διώξεις και βία στην Ουκρανία

Η κυβέρνηση της Ουκρανίας επιχειρεί να αποκρύψει τα γεγονότα παραβίασης των δικαιωμάτων των πιστών από τη διεθνή κοινότητα

Μητροπολίτης Τσερκάσι και Κάνεφ Θεοδόσιος: Ολοένα και περισσότερες αληθινές πληροφορίες για την κατάσταση των πιστών της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας διεισδύουν στη δυτική κοινωνία

Σχισματικοί άρπαξαν τον ιερό ναό της Αγίας Σκέπης της Παναγίας στο χωριό Πετσόσκογε στην περιφέρεια Χμελνίτσκι στην Ουκρανία

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля [Πατριάρχης : Κηρύγματα]

Ο Αρχιεπίσκοπος Σεβαστείας Θεοδόσιος επισκέφθηκε τη Ρωσική Εκκλησιαστική Αποστολή στην Ιερουσαλήμ

Ο Πατριάρχης Κύριλλος ευλόγησε να αναπέμπονται ένθερμες δεήσεις υπέρ των ιεραρχών και κληρικών της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας, οι οποίοι επιδιώκουν τη διαφύλαξη της εκκλησιαστικής ενότητας

Циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии о молитвенном поминовении архиереев и клириков Украинской Православной Церкви, в узах пребывающих [Κείμενα]

Ο Προκαθήμενος της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Πολωνίας κάλεσε σε προσευχή υπέρ των διωκομένων ορθοδόξων χριστιανών της Ουκρανίας

Αρχιεπίσκοπος Σεβαστείας Θεοδόσιος: Η Ορθόδοξη Εκκλησία υφίσταται πρωτοφανείς διώξεις και βία στην Ουκρανία

Η Ιερά Σύνοδος του Πατριαρχείου Αντιοχείας κάλεσε σε επίταση προσευχών για την Ουκρανική Ορθόδοξη Εκκλησία

Αρχιεπίσκοπος Σεβαστείας Θεοδόσιος: Οι διώξεις τις οποίες υφίσταται η Ορθόδοξη Εκκλησία στην Ουκρανία είναι άδικες και δεν μπορούν να δικαιολογηθούν και να γίνουν αποδεκτές σε καμία μορφή

Άλλα kείμενα

Δήλωση σχετικά με την απαγόρευση εισόδου στον χώρο της Λαύρας των Σπηλαίων του Κιέβου σε καθηγητές και φοιτητές των θεολογικών σχολών Κιέβου

Απόφαση της Διασκέψεως Επισκόπων (Λαύρα της Αγίας Τριάδος και του Αγίου Σεργίου, Σύναξη των Αγίων του Ράντονεζ, 19 Ιουλίου 2023)

Δήλωση του Συνοδικού Τμήματος για τις σχέσεις της Εκκλησίας με την Κοινωνία και τα ΜΜΕ εξαιτίας των διώξεων των οικιστών της Λαύρας των Σπηλαίων του Κιέβου

Η Ιερά Σύνοδος της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Λευκορωσίας απηύθυνε έκκληση εξαιτίας των ενεργειών τα ουκρανικής κυβερνήσεως σε βάρος της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας

Σχόλιο της Υπηρεσίας Επικοινωνίας του Τμήματος Εξωτερικών Εκκλησιαστικών Σχέσεων του Πατριαρχείου Μόσχας επί της ομιλίας του Πατριάρχη Κωνσταντινουπόλεως Βαρθολομαίου σε συνέδριο για θέματα διεθνούς πολιτικής στις 9 Δεκεμβρίου 2022 στο Αμπού Ντάμπι

Πρακτικά της Ιεράς Συνόδου από 29ης Μαΐου 2022

Σχόλιο της Υπηρεσίας Επικοινωνίας του ΤΕΕΣ σχετικά με τη συνέντευξη του μητροπολίτη Περιστερίου Γρηγορίου στα ελληνόφωνα τηλεοπτικά δίκτυα «ORTHODOX TV» και «Aparchi»

Δήλωση της Ιεράς Συνόδου της Ρωσικής Ορθοδόξου Εκκλησίας από 28 Ιανουαρίου 2022

Δημοσιεύθηκε έκκληση των μοναζόντων της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας στον Πατριάρχη Βαρθολομαίο

Ο Αρχιεπίσκοπος Κύπρου Χρυσόστομος: η θέση της Ρωσικής Εκκλησίας στο θέμα του Ουκρανικού αυτοκεφάλου είναι δίκαιη και κατά πάντα δικαιολογημένη