Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Волоколамский Иларион: Мы сохраняем общение со всеми архиереями и священнослужителями, которые не признаю́т и не призна́ют «легитимизированных» Константинополем раскольников

Митрополит Волоколамский Иларион: Мы сохраняем общение со всеми архиереями и священнослужителями, которые не признаю́т и не призна́ют «легитимизированных» Константинополем раскольников
Version for print
25 December 2019 year 11:47

В интервью телеканалу «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион подвел некоторые итоги уходящего года, в том числе рассказал о завершении воссоединения русской православной диаспоры под омофором Патриарха Московского и всея Руси, о ситуации, сложившейся в связи с попыткой легализации украинских раскольников со стороны Константинопольского Патриархата и реакции Русской Православной Церкви на признание неканонической структуры на Украине со стороны глав двух Поместных Церквей, раскрыл подробности уникального церковного проекта по помощи сирийским детям и поделился размышлениями о роли совместной социальной работы для укрепления взаимодействия христиан разных исповеданий.

— Церковная и околоцерковная тема 2019 года, которую продолжают обсуждать, — это, конечно, украинский раскол. Могли бы Вы разъяснить, установилась ли позиция Русской Православной Церкви по отношению к тем христианам, которые приняли новую неканоническую «украинскую церковь»? И можно ли уже сказать, как отражается украинский раскол на Русской Церкви, на жизни всего Православия?

— Украинский раскол в целом никак не отражается на внутренней жизни Русской Православной Церкви. В самой Украине это, конечно, болезненная тема, потому что раскол продолжается без малого 30 лет.

Уврачевание раскола, с точки зрения церковных канонов, лежит через покаяние. Действия по его «легитимизации», предпринятые Патриархом Варфоломеем, не внесли примирение в среду украинских православных верующих, не принесли уврачевания раскола, но лишь обострили существовавшие противоречия.

Имеющееся на сегодня признание созданной из раскольников новой структуры со стороны двух Поместных Церквей было воспринято нами с глубоким сожалением. Но мы понимаем, что эти решения стали вынужденными, они были приняты под очень большим давлением, в том числе давлением со стороны государственной администрации Соединенных Штатов Америки. Собственно, США и не скрывали свою позицию: они однозначно поддержали эту так называемую автокефалию. Достаточно сказать, что посол Соединенных Штатов в Греции Дж. Пайетт много раз встречался с Архиепископом Афинским Иеронимом, прежде чем тот озвучил позицию относительно признания новосозданной церковной структуры на Украине. С сожалением воспринимая происшедшее, мы сохраняем общение со всеми архиереями и священнослужителями, которые не признаю́т и не призна́ют «легитимизированных» раскольников, а таких много и в Элладской Церкви, и в Александрийском Патриархате, и по всему миру.

— В уходящем году была пройдена важная веха: как сказал Патриарх Кирилл, воссоединение приходов русской традиции в Западной Европе с Русской Православной Церковью стало историческим событием. Разъясните, какое значение оно имеет? Как Вам кажется, может ли это событие дополнительно укрепить связи с русскими эмигрантами первой волны и их потомками?

— Чтобы понять значение этого события, надо вспомнить, что вскоре после революции значительное число русскоязычных верующих оказалось за рубежом. Вместе с ними там оказались священники и епископы, которые объединились в три разные структуры: это структура, которая себя именовала Русской Православной Церковью Заграницей, это приходы Московского Патриархата, которые сохраняли каноническую связь с Москвой, а также приходы, которые не захотели войти ни в ту, ни в другую юрисдикцию и на временной основе были включены в состав Константинопольского Патриархата. Это было тяжелое разделение, которое проходило не только через церковные структуры, но через семьи, через судьбы многих людей. Были даже такие семьи в эмиграции, в которых кто-то ходил в одну церковь, кто-то — в другую, что становилось причиной раздоров, конфликтов.

И вот уже на наших глазах началось уврачевание разделения: сначала воссоединилась с Московским Патриархатом Русская Православная Церковь Заграницей. Это событие, ставшее важным шагом на пути к окончательному преодолению разделения, в 2007 году очень широко освещалось в средствах массовой информации. Последним же шагом на этом пути было состоявшееся в нынешнем году воссоединение с Московским Патриархатом приходов русской традиции, которые состояли временно в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Таким образом, можно говорить о том, что завершилось воссоединение русской православной диаспоры под омофором Московского Патриарха.

— Хотелось бы поговорить и о связях с Католической Церковью. Мне кажется очень символичным, что этот зимний праздничный период, имеющий отношение к празднованию Рождества, особенно объединяет католиков и православных. В 2016 году на Кубе произошла уникальная встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. До сих пор помню, как тогда я в ночное время на рабочем месте отслеживала ход происходившей беседы. Это был очень значимый момент. Интересно, что изменилось за прошедшие годы, удается ли сохранить заданную той встречей динамику в отношениях?

— Нам удается сохранять положительную динамику в отношениях с Католической Церковью.

Скоро мы будем отмечать четыре года со дня исторической встречи между Патриархом Кириллом и Папой Франциском. Она была исторической по многим причинам. Во-первых, потому, что никогда до того в истории не встречались Папа Римский и Патриарх Московский. Во-вторых, потому, что она действительно открыла новую страницу в истории взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью — они стали более доверительными, более конструктивными. Мы разрабатываем целый ряд совместных проектов.

Прежде всего, это проекты, касающиеся разного рода благотворительной и социальной работы, например, мы работаем над оказанием помощи пострадавшему населению Сирии.

У Русской Православной Церкви есть проект «Чужих детей не бывает», в рамках которого мы привозим в Россию детей, которые подорвались на минах или стали жертвами бомбардировок, из-за чего потеряли конечности. Для этих ребят изготавливают специальные протезы, которые подгоняют под каждого пациента; детей обучают пользоваться протезами. Помимо этого, приехавшие в Москву из Сирии пострадавшие дети проходят комплексную реабилитацию, в том числе психологическую. Этот проект мы на данный момент осуществляем собственными средствами при помощи российских фондов, в том числе фонда «Линия жизни».

Но надеемся, что такого рода проекты сможем осуществлять и совместно с католиками, потому что они параллельно с нами ведут подобную работу. Эта работа может нас сплотить, укрепить наше взаимодействие.

— В нынешнем году Россия провела важный международный форум «Россия-Африка». В этом свете как Русская Православная Церковь видит сейчас свое присутствие в этой части мира? Есть ли у вас новые проекты на 2020 год и далее?

— В настоящее время мы столкнулись с новой для нас ситуацией. Мы неизменно исходили из того, что Африка является канонической территорией Александрийского Патриархата, хотя, надо сказать, слова «и всей Африки» были добавлены к титулу Предстоятеля этой Церкви лишь в 20-х годах XX века, прежде традиционный ареал его влияния ограничивался Северной Африкой, то есть территорией, что исторически относилась к Александрийскому Патриархату.

В течение прошедшего столетия, действительно, Патриарх Александрийский распространил свою юрисдикцию на весь Африканский континент, и мы его в этом поддерживали. А когда мы строили там храмы, то делали это по договоренности с Александрийским Патриархатом, возведенные нами в Африке храмы входили в его состав, и даже священники, которые направлялись из России для служения на этих приходах, становились на временной основе клириками Александрийской Церкви.

После того, как, к сожалению, Патриарх Александрийский Феодор занял позицию в поддержку раскольников на Украине, нам придется эту парадигму корректировать. Мы еще не знаем, как это будет происходить, но уже видим, что к нам обращаются отдельные африканские священнослужители; наши священники, которые служат сейчас в Африке, уже канонически не связаны с Александрийским Патриархатом. Мы видим, что внутри этой Церкви растет недовольство тем, что совершил Патриарх Феодор: буквально несколько дней назад 27 священников из нескольких африканских стран направили ему открытое письмо, в котором выражают несогласие с признанием раскольников. Не хочу сейчас предсказывать, как будут развиваться события, но если Александрийский Патриархат окажется на стороне раскола, тогда нам, видимо, придется создавать в Африке приходы для наших верующих, потому что они не смогут причащаться в храмах Александрийского Патриархата.

— Начинается сезон зимних праздников. Есть ли у Вас какие-либо пожелания верующим или особые задачи для них на первые месяцы 2020 года? Расскажите, пожалуйста.

— Мое главное пожелание — чтобы не было войны, чтобы мы жили в мире. Пожелание всем гражданам нашей страны — чтоб мы жили в мире и согласии вне зависимости от религиозных убеждений, от взглядов или предпочтений. У нас один общий дом, и мы призваны совместно этот дом строить. Поэтому очень востребовано сегодня взаимодействие не только между различными христианскими конфессиями, но и между представителями разных религий. Все мы, как верующие, так и люди, которые не принадлежат ни к каким религиозным традициям, призваны участвовать в созидании нашего общего дома, должны чувствовать себя ответственными за стабильность в нем.

Хотел бы пожелать всем нам помощи Божией в предстоящем новом году.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Version: Russian, Greek

Materials on the theme

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье [Article]

The Coptic Patriarch expressed sorrow and protest over the prosecution of Metropolitan Jonathan

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви [Article]

Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей [Documents]

В.Р. Легойда: «Настоящий праздник — это когда ты с тем, кому тяжело» [Interview]

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия» [Patriarch : Interviews]

Митрополит Волоколамский Иларион: Мы сохраняем общение со всеми архиереями и священнослужителями, которые не признаю́т и не призна́ют «легитимизированных» Константинополем раскольников [Interview]

Speech by His Holiness Patriarch Kirill at the session of Supreme Church Council on 11th December 2019 [Patriarch : Greetings and addresses]

Holy Synod calls upon international community to speak out in defence of persecuted Ukrainian Orthodox Church

Comments by DECR Communication Service on Patriarch Bartholomew of Constantinople’s speech at World Policy Conference (Abu Dhabi, 9 December 2022) [Documents]

Address of the DECR chairman Metropolitan Anthony of Volokolamsk at the meeting of the UN Security Council [Article]

ЖУРНАЛЫ Священного Синода от 7 июня 2022 года [Documents]

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье [Article]

Exarch of the Most Holy Sepulchre in Cyprus sends letter of support to Metropolitan Jonathan of Tulchin and Bratslav

Primate of the Church of Jerusalem strongly condemns sentence passed on Metropolitan Jonathan of Tulchin and Bratslav

Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины» [Article]

The Catholicos of the Malankara Church issued a statement in support of Metropolitan Jonathan of Tulchin and Bratslav

The Coptic Patriarch expressed sorrow and protest over the prosecution of Metropolitan Jonathan

Bishops of Coptic Church call for speedy release of Metropolitan Jonathan of Tulchin and Bratslav

Primate of the Assyrian Church of the East expressesed resolute support for the Ukrainian Orthodox Church

Church building belonging to the canonical Ukrainian Orthodox Church seized in the city of Myronivka in the Kiev region

Exarch of the Most Holy Sepulchre in Cyprus sends letter of support to Metropolitan Jonathan of Tulchin and Bratslav

The Church calls on international organisations to speak out in defence of Kiev Theological Academy expelled by Ukrainian authorities from the Kiev Pechersk Lavra

Prof Dr Thomas Bremer: Freedom of faith stipulates for non-interference of state in ecclesiastical affairs

Metropolitan Hilarion of Volokolamsk: Constantinople’s attempt to introduce papal power in the Orthodox Church has led to a schism of world Orthodoxy

Metropolitan Hilarion of Volokolamsk: Patriarch Bartholomew does not want to admit his fault in the Ukrainian problem

Metropolitan Hilarion: Archbishop Chrysostomos of Cyprus’s decision to make the liturgical mention of the head of Ukrainian schismatics has provoked a negative reaction in the Church of Cyprus [Interview]

Church building belonging to the canonical Ukrainian Orthodox Church seized in the city of Myronivka in the Kiev region

Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины» [Article]

OCU raiders seize the church of the Ukrainian Orthodox Church in Netishyn

The Russian Foreign Ministry has published a report on the unlawful actions of the Kiev regime against the Ukrainian Orthodox Church