Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Пирейская митрополия об украинском вопросе: «Православие движется к великому расколу»

Пирейская митрополия об украинском вопросе: «Православие движется к великому расколу»
Version for print
29 January 2019 year 13:07

Не признавать новую Церковь на Украине призывает Священный Синод Элладской Церкви Пирейская митрополия. В ее заявлении приводятся причины, в силу которых она считает, что подобное действие является антиканоническим, одновременно говоря и о том, что Православие движется к великому расколу».

В частности, в заявлении говорится: «Томос об автокефалии был, в конечном итоге, дан в день Богоявления 2019 года Вселенским Патриархом Варфоломеем новому раскольническому образованию (во главе с новоизбранным "митрополитом" Епифанием), которое появилось в результате так называемого объединительного собора, состоявшегося 15 декабря 2018 года в Киеве. Вселенский Патриархат не внял горячим призывам и просьбам многих Поместных Православных Церквей, указывавших, что единственным возможным путем решения украинской проблемы является диалог и, в особенности, в рамках Собора с Всеправославным участием всех Поместных Церквей. Русская Церковь уже прервала всякое церковное общение со Вселенским Патриархатом, а Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прекратил поминать Патриарха Константинопольского Варфоломея. Теперь уже очевидно, что после одностороннего решения Вселенского Патриархата предоставить статус автокефалии "церкви", которая является ничем иным, как сборищем раскольников — запрещенных и саморукоположенных, мировое Православие быстрыми шагами движется к новому великому расколу, возможно, второму великому расколу после того, который произошел в 1054 году, причем с неисчислимыми церковными последствиями для всеправославного единства и к огромной радости его врагов.

Украинская автокефалия (имеется в виду предоставление автокефалии — прим. пер.) представляет собой нечто оригинальное, являясь, несомненно, особым случаем, не имеющим аналогов в истории нашей Церкви до сего дня. А произошло это потому, что в данном случае была проигнорирована воля канонической Поместной Церкви во главе с митрополитом Онуфрием, которая не просила автокефального статуса. С точки зрения количества, эта Поместная Церковь является выразителем 4/5 украинского народа. А об автокефалии просили, с одной стороны, правительство во главе с президентом Петром Порошенко, а с другой стороны — небольшая группа запрещенных и саморукоположенных "епископов", которые и стали реальными получателями автокефалии.

Не следует также сбрасывать со счетов и еще один аспект этого вопроса, объясняющий тот парадокс, почему было проигнорировано мнение канонической Поместной Церкви и подавляющего большинства украинского народа. Как обнаружилось из церковных и политических новостей, за предоставлением автокефалии стоят политические и геостратегические цели. Это ясно показывает не только благодарность, направленная президентом Украины Петром Порошенко в адрес Соединенных Штатов Америки за "энергичную поддержку в процессе предоставления автокефалии", но и официальные заявления пресс-секретаря Государственного департамента США Хедер Науэрт о том, что "США поддерживают предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви".

Как мы уже отмечали в своих прежних заявлениях, этим вопросом во всей его совокупности занимались такие выдающиеся личности и исследователи-специалисты, как наш Высокопреосвященный митрополит Серафим [см. его монументальное исследование под названием: "Υφίσταται εν τη Ορθοδόξω Καθολική Εκκλησία δικαιοδοτική αρμοδιότης εφ’ όλης της Εκκλησίας εκτός της αρμοδιότητος της Οικουμενικής Συνόδου;", (18.10.2018)], протопресвитер Анастасий Гоцопулос, настоятель храма свт. Николая в Патрах [(см. его не менее важную работу под названием: "Μικρή συμβολή στο διάλογο για το Ουκρανικό ‘Αυτοκέφαλο’. Υπάγεται η Ουκρανία στη δικαιοδοσία του Οικουμενικού Θρόνου;", (8.1.2019)], протопресвитер Феодор Зисис, заслуженный профессор богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля (см. его крайне важное исследование под названием "Το Ουκρανικό Αυτοκέφαλο", Θεσσαλονίκη 2018, εκδ. "Το Παλίμψηστον"), и др., которые подробно разобрали его и с помощью крайне весомых аргументов доказали, что:

1) Восстановление на основании священных канонов Синодом Вселенского Патриархата изверженных Московским Патриархатом украинских раскольников в их иерейском или архиерейском сане невозможно по той причине, что в данном случае право т.н. "экклитона" в отношении самодостаточных Патриарших Синодов не действует, поскольку находится [в компетенции] только Вселенского Собора. Так, Вальсамон по этому поводу говорит следующее: "Решения Патриархов не подлежат апелляции (Новелла 123-я, 22 ВГ 1, 38); "Блаженнейший Патриарх того диоцеза среди них да будет выслушан и пусть постановит то, что согласно с церковными правилами и законами, если никакая из сторон не высказывается против его мнения"; в "Эпанагоге" 11, 6 (JGR. том II. 260) "Решение Патриарха не подлежит апелляции и не пересматривается другим Патриархом, будучи началом всего в Церкви, ибо от Патриарха все суждения исходят и им отменяются".

2) Предоставление автокефалии Украине является вторжением на каноническую территорию Русской Церкви, к которой актом Вселенского Патриарха Дионисия IV с 1686 года перешел Киев. Антисоборное поведение Вселенского Патриархата в украинском вопросе и его сотрудничество с раскольническими группировками, а не с канонической Церковью Украины и Церковью России, юрисдикции которой принадлежит первая, ставит под сомнение его роль координатора, способствующего единению.

3) Тщательное изучение и исследование так называемых Синтагматиев, в которых описаны [границы] канонических юрисдикций престолов, является источником авторитетных свидетельств и неоспоримым доказательством того, кому в церковном плане подчиняется Украина. Это исследование совершенно ясно показывает, что с XVII века и далее ни в одном списке "Синтагматия" Украина не упоминается в числе церковных епархий, входящих в юрисдикцию Вселенского Патриархата! Также в "Синтагме божественных и священных канонов" Г. Раллиса-М. Потлиса, где публикуется «Порядок престолов Восточной Православной Церкви", Украина включена не в состав епархий Вселенского Патриархата, а в состав "Автокефальной Русской Церкви". Помимо этого, и ежегодно публикуемые "Календари" или "Ежегодник Вселенского Патриархата" вплоть до 2018 года пишут, что Украинская Церковь находится в канонической юрисдикции Русской Церкви.

4) Всеправославное церковное сознание, зафиксированное в том виде, в каком оно отражено в ежегодно издаваемых "Календарях", "Диптихах" или "Ежегодниках" Поместных Православных Церквей", единогласно свидетельствует о том, что Украинская Церковь находится в канонической юрисдикции Русской Церкви. Все Патриархаты и автокефальные Поместные Православные Церкви считают единственным каноническим митрополитом Киевским Онуфрия, который подчиняется Русской Церкви. Только с ним и с его Священным Синодом на протяжении веков имели и до сегодняшнего дня имеют церковное общение все Православные Церкви в рамках [проводимых] по временам всеправославных совместных богослужений и Межправославных комиссий. Это единодушное согласие является выражением всеправославного церковного сознания, которое теперь странным образом и вопреки священным канонам Вселенский Патриархат оспаривает и отменяет одним росчерком пера, по сути, приходя в вопиющее противоречие с самим собой!

А между тем церковные СМИ сообщают нам о том, что события не стоят на месте, и церковная ситуация продолжает ухудшаться, поскольку, вместо уврачевания, раскол разрастается все больше. После неканонического предоставления автокефалии на Украине началось беспрецедентное гонение на каноническую Православную Церковь во главе с митрополитом Онуфрием. Епископов, священников, монахов и простых верующих обливают грязью, захватывают монастыри и храмы, изгоняют общины канонической Церкви, которая была переименована в "Русскую Православную Церковь". Происходит совершенно беспрецедентное гражданское противостояние. И в то время, когда на Украине свирепствуют гонения, Вселенский Патриархат в своем письме № 119 от 24 декабря 2018 года просит тринадцать Поместных Церквей признать автокефалию и новую "Церковь" Украины. Но уже три Автокефальные Церкви — Сербии, Польши и Чехии — не признают раскольнического "митрополита" Епифания, одновременно сурово обличая Патриарха Варфоломея. Ожидается, что этой же линии будут придерживаться Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская и Болгарская Поместные Церкви. Мы узнали, что проблема предоставления автокефалии занимала и Священный Синод Элладской Церкви, на заседании которого 8 января 2019 года было зачитано вышеупомянутое письмо Вселенского Патриарха Варфоломея касательно "избрания первого предстоятеля новой Автокефальной Церкви Украины", а также соответствующее письмо "нового предстоятеля Украинской Церкви Епифания" и послание "Блаженнейшего Патриарха Московского Кирилла". В итоге Священный Синод постановил направить вопрос на рассмотрение предстоящего Архиерейского Собора.

Поэтому по случаю вышеупомянутого заявления Священного Синода Элладской Церкви и ввиду предстоящего созыва Архиерейского Собора, с чувством тревоги и ответственности за всеправославное единство нашей Церкви, мы хотели бы обратиться с призывом к нашим достопочтенным иерархам и выразить свою обеспокоенность по этому крайне важному вопросу. Мы горячо просим наших собратьев-иерархов исполнить свой долг с высоким чувством ответственности. Мы просим их рассмотреть этот вопрос трезво, со страхом Божиим и любовью к Церкви, принимая во внимание священные каноны и все то, что мы отметили выше, служа общеправославному единству и интересам Церкви.

Мы также просим их принять их во внимание тот факт, что:

а) президент Украины Порошенко является униатом, поскольку недавно была опубликована фотография, где он "причащается" у украинского униатского "епископа";

б) раскольнический "митрополит" Епифаний просил униатов о сотрудничестве!

в) "монах Филарет Денисенко, будучи клириком Московского Патриархата и митрополитом Киевским, в 1992 году был извергнут из высокого архиерейского сана, после чего предан анафеме за учинение раскола и другие антиканонические действия. У второго [представителя] и вовсе нет канонического рукоположения, поскольку он ведет свое происхождение от "иерархии", представляющей собой разновидность "живой Церкви" советского строя, образованной в 1921 году", как отмечает Высокопреосвященный митрополит Пирейский Серафим.

г) в своем Патриаршем письме № 1203 от 29 августа 1999 года покойному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Вселенский Патриарх Варфоломей соглашался, когда писал: "В ответ на телеграмму и письмо Вашего весьма возлюбленного и дорогого Блаженства по возникшей проблеме в Вашей братской Святейшей Русской Церкви, каковая сподвигла Ваш Священный Синод по известным ему причинам к принятию решения о лишении сана некогда одного первенствующих членов Синода митрополита Киевского Филарета, желаем братски довести до сведения Вашей Любви, что наша Святая Христова Великая Церковь, полностью признавая в этом вопросе исключительную компетенцию Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает принятые синодально решения о вышереченном, нисколько не желая доставлять какие-либо затруднения Вашей братской Церкви".

Мы хотим верить, что наши иерархи окажутся на высоте обстоятельств и не признают новую раскольническую "Церковь" во главе с "митрополитом" Епифанием, следуя священным канонам, которые они, возложив на себя страшные клятвы в день своего архиерейского рукоположения, обещали соблюдать».

Отдел по ересям и парарелигиям

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Version: Russian, Greek

Materials on the theme

Metropolitan Hilarion of Budapest and Hungary: Vatican concedes to liberals on the issue of same-sex couples [Interview]

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Article]

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно [Article]

Metropolitan Jonathan of Tulchyn and Bratslav characterized the words of Patriarch Bartholomew, who condemned the confessional feat of the Ukrainian hierarchs, as blasphemous

Archbishop Theodosios of Sebastia: The Orthodox Church is subjected to unprecedented persecution and violence in Ukraine

Archbishop Theodosius of Sebastia: the oppression to which the Ukrainian Orthodox Church is subjected is unjust and cannot be justified or accepted in any form

The Serbian Patriarch pointed to the escalating intolerance of the Ukrainian authorities towards the Ukrainian Orthodox Church

Security service executes a search of the Ukrainian Orthodox hierarch who defends the rights of believers

Ukrainian authorities try to withhold information from world community regarding facts of violation of believers’ rights

Hundreds of Vinnytsia citizens gather for prayer outside UOC church previously closed by OCU activists

Metropolitan Theodosy of Cherkassy and Kanev: Тhe truth on the situation of the believers of the Ukrainian Orthodox Church is entering Western society

Lectures on Orthodox ecclesiology held in Belarusian Exarchate’s dioceses

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля [Patriarch : Sermons]

Archbishop Theodosius of Sebastia visited the Russian Ecclesiastical Mission

Patriarch Kirill gives his blessing to offering up fervent prayers for archpastors and clerics of the Ukrainian Orthodox Church striving to preserve church unity

Archbishop Theodosios of Sebastia: The Orthodox Church is subjected to unprecedented persecution and violence in Ukraine

Archbishop Theodosius of Sebastia: the oppression to which the Ukrainian Orthodox Church is subjected is unjust and cannot be justified or accepted in any form

The Serbian Patriarch pointed to the escalating intolerance of the Ukrainian authorities towards the Ukrainian Orthodox Church

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей [Article]

Metropolitan Seraphim of Kythira calls Orthodox Churches to assess antispiritual actions of Ukrainian authorities

Circular letter to all diocesan hierarchs of the Russian Orthodox Church [Documents]

Вклад Святейшего Патриарха Кирилла в укрепление межправославного единства на фоне вторжения Константинопольского Патриархата на Украину [Article]

The Piraeus Metropolis’ Department of Heresies and Cults calls to condemn ‘the legalization’ of the Ukrainian schismatics