Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий: «Мы не провозглашали автокефалию»

Митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий: «Мы не провозглашали автокефалию»
Версия для печати
30 июня 2022 г. 16:21

28 июня 2022 года на франкоязычном православном портале «Orthodoxie» вышло интервью председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви митрополита Черновицкого и Буковинского Мелетия. Интервью было посвящено состоявшемуся 27 мая с.г. в Киеве Собору Украинской Православной Церкви.

Как сообщил митрополит Мелетий, «единство с другими Поместными Церквями реализуется через молитвенное поминовение Блаженнейшим митрополитом Онуфрием Предстоятелей этих Церквей во время Литургии. Сегодня наша Церковь фактически имеет автокефальный устав, которым руководствуется в своей деятельности, пока без формального автокефального статуса».

«Мы не провозглашали автокефалию, — сказал архиерей. — Вы не найдете такого слова в решениях нашего Собора. Там говорится о полной независимости и самостоятельности. Соответственно, и признания от Поместных Церквей не требуется. Мы остаемся в общении с ними. Не исключено, что формально статус автокефалии может быть следующим этапом развития нашей Церкви. Вопрос сейчас остался только в слове "автокефалия", ведь все права автокефальной Церкви у нас уже есть».

«Отношения между нашей Церковью и другими Поместными Церквями — братские, теплые и доброжелательные. Исходя из личного опыта общения с ними могу сказать, что если мы поднимем вопрос автокефального статуса УПЦ, то как минимум десять Поместных Церквей готовы нас признать сразу. Проблема возникнет только у тех Церквей, которые уже связали себя признанием другой неканонической украинской структуры», — полагает иерарх.

Глава ОВЦС УПЦ рассказал о порядке поминовения, установленном на Соборе 27 мая: «Вопросу поминовения иерархии посвящены несколько правил Двукратного Собора, а именно 13, 14 и 15-е. В этих правилах как раз прописана та форма поминовения, которую анонсировал на Соборе Блаженнейший митрополит Онуфрий. А именно, когда священник поминает только своего епископа, епископ — только митрополита, а митрополит — Патриарха. В частности, в конце 14 правила говорится, что "ни пресвитер да не пренебрегает своим епископом, ни епископ своим митрополитом". Таким образом, определенный Блаженнейшим порядок поминовения больше соответствует этим правилам, чем тот порядок, который был раньше, когда приходской священник поминал всю иерархию от епископа до Патриарха. Теперь же в каждой епархии УПЦ священники поминают своего епископа, все епископы поминают Блаженнейшего митрополита Киевского как своего главу. А поминание нашим Блаженнейшим Патриарха Московского лишь увенчивает эту систему. Поэтому, отступления от молитвенного общения с Патриархом нет, соответственно, и раскола тоже нет».

По словам архиерея, отношение к Константинопольскому Патриархату после 27 мая не изменилось, «так как не была устранена причина разрыва евхаристического общения». «Наш Предстоятель и сегодня не поминает Предстоятелей тех Поместных Церквей, которые признали раскольников. Таким образом, если будет устранена причина, которая привела к прекращению общения, будет восстановлено и само общение», — отметил он.

Говоря о диалоге с «Православной церковью Украины», митрополит Мелетий подчеркнул, что он невозможен, «пока другая сторона захватывает наши храмы и с помощью местных властей проводит перерегистрации в свою пользу наших приходов».

За период с 24 февраля сторонниками «ПЦУ» было захвачено около 250 храмов Украинской Православной Церкви, при этом добровольных переходов было всего 53. «Верующие люди остаются верными нашей Церкви. Точно также и священники — подавляющее большинство отказывается переходить в "ПЦУ"», — сказал владыка.

Отвечая на вопрос о создании приходов Украинской Православной Церкви за рубежом, архиерей подчеркнул, что это реакция на выезд 7 миллионов беженцев с Украины; ожидается, что 2,5 миллиона останутся заграницей.

В завершение, митрополит Мелетий заявил, что ему хотелось бы примирения между нашими народами и государствами. «Сегодня это выглядит нереалистично, так же как нереальным выглядело примирение между немцами и поляками, между немцами и французами после Второй мировой войны, — сказал архиерей. — Однако, это примирение произошло. И состоялось оно, кстати, при активном участии христианских конфессий этих стран. Надеюсь, что наступит время, когда такое же примирение будет между нашими народами».

Патриархия.ru

Версия: украинская