11 ноября 2021 года в Киевской духовной академии проходит международная конференция «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения».
Обратившись с приветственным посланием к организаторам и участникам форума, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион констатировал актуальность темы первенства Константинопольского Патриархата, ставшей яблоком раздора в мировом Православии.
«Как известно, этот Патриархат, начиная с середины XI века, занимал в семье Поместных Православных Церквей первое по чести место. Оно было усвоено ему в силу исторических обстоятельств, — напомнил митрополит Иларион. — На протяжении многих веков первой кафедрой христианского мира был Рим как столица империи. После того как императором Константином на берегах Босфора была основана новая столица, на II Вселенском Соборе было принято постановление, уравнивавшее Новый Рим — Константинополь — как "град царя и синклита" с Римом ветхим. Благодаря этому решению, подтвержденному на Халкидонском Соборе в его 28-м правиле, Константинополь занял второе после Рима место в диптихе Церквей. Когда же в 1054 году произошел разрыв общения между Константинополем и Римом, первенство в семье Восточных Православных Церквей как бы автоматически перешло к Константинополю. Но это было первенство чести, а не власти, и Патриарх Константинопольский воспринимался как "первый среди равных"».
В наши же дни богословы из Константинопольской Церкви утверждают, что Предстоятель этой Церкви — «первый без равных», отметил председатель ОВЦС. Они заявляют, «что он может по своему усмотрению перекраивать границы Поместных Церквей. Что он может вторгаться в пределы Поместных Церквей, наводить там свои порядки и устраивать свои ставропигии. Что для всех Церквей он является высшей апелляционной инстанцией. Что он может росчерком пера упразднить многомиллионную Церковь, имеющую более ста епископов, более двенадцати тысяч приходов, более двухсот пятидесяти монастырей, и передать ее права и наименование раскольничьей структуре. Что он может объявить самосвята законным епископом и "вернуть сан" человеку, никогда такого сана не имевшему или утратившему его в силу впадения в раскол». Кроме того, по их мнению, у Патриарха Константинопольского якобы имеются эксклюзивные права на всю православную диаспору.
«В 1950-м году схиархимандрит Софроний (Сахаров), ныне причисленный Константинопольской Церковью к лику святых, назвал все эти притязания "ересью Константинопольского папизма". Он предсказал, что раньше или позже эта ересь приведет к расколу мирового Православия. Увы, пророчество старца Софрония сбылось, и мы сегодня пожинаем горькие плоды тех притязаний Константинополя, которые во времена его жизни были еще в зачаточном состоянии», — констатировал митрополит Волоколамский Иларион.
Он уверен: угрозы единству Православия, проистекающие из действий Константинопольского Патриарха, требуют широкого соборного осмысления со стороны иерархов, клириков, монашествующих и мирян.
«Надеюсь, что нынешняя конференция, проводимая в стенах Киевской духовной академии, внесет свой вклад в осмысление тех вызовов, с которыми столкнулась сегодня Православная Церковь», — подчеркнул владыка Иларион, пожелав помощи Божией всем участникам конференции, а многострадальной и гонимой Украинской Православной Церкви — мира и процветания.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru