Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Для тверского духовенства была прочитана лекция о каноническом праве в современном мире

Для тверского духовенства была прочитана лекция о каноническом праве в современном мире
Версия для печати
8 октября 2021 г. 12:07

6 октября 2021 года в Крестовом храме 12-ти апостолов в Тверском епархиальном управлении перед клириками Тверской епархии с лекцией «Священные каноны Церкви: принципы интерпретации и практического применения» выступил преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия протодиакон Константин Маркович.

В зале присутствовало около ста священнослужителей. Лекция транслировалась на канале YouTube и на платформе Zoom. После лекции были заданы вопросы докладчику. После общего пения «Царю Небесный» встречу открыл митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Он представил собравшимся выступающего и предоставил ему слово.

Протодиакон Константин Маркович в своем выступлении отметил, что каноны Церкви — это тоже Откровение, которое Господь явил устами святых отцов Вселенских Соборов. Отцы Соборов утвердили догматы — вечные неизменные истины и каноны — правила жизни в Церкви. Церковные каноны явлены Откровением, и в современном мире они являются образцом, идеалом и мерилом жизни, с которым мы сверяем церковную жизнь. Каноны имеют верное и спасительное раскрытие в Церкви. Вне Церкви и Священное Писание, и каноны могут быть интерпретированы ложно и тем самым превратиться в разрушительное оружие, направленное против человека.

Протодиакон Константин рассказал о появлении первых сводов правил «Кормчей» и современной версии XVIII века на новогреческом языке, составленной преподобным Никодимом. Каноны Церкви имеют целью спасение человека, врачевание души, исцеление от страстей. Применение канонов не может противоречить главной задаче Церкви — пастырскому душепопечению. Лектор подчеркнул важность правильного прочтения и понимания принципов руководства канонами, необходимость понять, о чем идет речь. Это напрямую связано с практикой применения канонов, поскольку не всегда жизнь Церкви укладывается в единый алгоритм.

Существуют два канонических принципа: акривия — точное, строгое, буквальное применение законов, и икономия — снисходительность, когда каноническая норма применяется не в полной мере, а в более мягкой, ограниченной. Хотя каноны существуют неизменными, практика изменяемости существует и происходит из пастырской необходимости, с целью следования главной задаче — спасению человеческой души.

Был затронут вопрос о правах судебного вмешательства Константинопольского Патриарха в дела других Поместных Церквей. Обсуждались каноны IV Вселенского Собора о правах на правосудие. Церковное право отвечает христианскому представлению о человеке и его месте во Вселенной. Оно охраняет достоинство человека и достойные условия его существования, поставленные в правильную перспективу, отвечающие христианским ценностям современности.

После лекции состоялась дискуссия. Лектор ответил на вопросы: об украинском расколе, в исторической ретроспективе объяснил полную беззаконность действий Константинопольского Патриархата на Украине; о чине приема в лоно Церкви из раскольнических сообществ в зависимости от уровня взаимоотношений между сообществами и Церковью и о применении принципов акривии либо икономии; о еретических отступлениях, необходимости аргументированности обвинений; о системе церковного суда, решении канонических вопросов и подаче апелляции как привилегии каждого клирика.

Отвечая на вопрос о расколе на Украине, отец Константин раскритиковал решения Синода Константинопольской Церкви от 11 октября 2018 года об отмене грамоты 1686 года, об учреждении ставропигий на Украине, принятии по апелляции руководителей УПЦ КП и УАПЦ Филарета Денисенко и Николая «Макария» Малетича и членов их организаций, а также начало процесса автокефалии на Украине. Грамота 1686 года, по мысли отца Константина, не имеет юридического отношения к современной Украинской Православной Церкви, поскольку та Киевская митрополия, о которой говорилось в грамоте, прекратила свое существование в ходе административной реформы Екатерины II. Патриарший Синод Константинопольской Церкви не имеет права на рассмотрение апелляций из других Церквей, поскольку такое право он имел только будучи органом церковного управления в Византии. Отец Константин отметил, что официальные решения Синода 15 октября не были опубликованы — все сведения о решениях стали известны только из пресс-релиза Константинопольской Патриархии. Все эти решения, подчеркнул отец Константин, продемонстрировали презрение Константинопольского Патриарха к каноническому праву Церкви. Сравнивая так называемые «римский» и «константинопольский» папизм, отец Константин сказал, что Папе Римскому принять подобные решения невозможно — члены специальной Смешанной теологической комиссии при Конгрегации доктрины веры имеют право потребовать от Папы ответа по неясностям в его энцикликах.

Митрополит Амвросий резюмировал выводы по ответам на вопросы, выразил сожаление по поводу неканонических действий Патриарха Варфоломея, повлекших за собой губительные разделения и нестроения в семье Поместных Православных Церквей. Архипастырь поблагодарил выступающего и вручил гостю архиерейскую благодарность во внимание к просветительским трудам на благо Тверской епархии. В заключение встречи митрополит Амвросий наградил протоиерея Александра Рожкова архиерейской грамотой во внимание к пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения. Также глава Тверской митрополии наградил клириков Тверской епархии во внимание к трудам по организации торжеств, посвященных 500-летию преподобного Макария Калязинского, и по принесению мощей Александра Невского в этом году. Благодарственных архиерейских грамот удостоены протоиерей Павел Сорочинский, протоиерей Петр Дубяго, священник Элизбар Иванов, священник Андрей Фонарев, иеромонах Агапит (Евдокимов).

***

Константин Георгиевич Маркович (род. 1975) — протодиакон, клирик Санкт-Петербургского Николо-Богоявленского собора, преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В 2004 году был удостоен степени кандидата богословия.

20 ноября 2020 года включен в состав Комиссии по богослужению и церковному искусству Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Тверская епархия/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Москве завершила работу конференция, посвященная первенству и соборности в Православии

Иерарх Румынской Православной Церкви посетил Киевскую духовную академию

Епископ Белогородский Сильвестр: Действия Константинополя в отношении Украины — беспрецедентный пример нарушения канонических норм [Интервью]

Панельная дискуссия «Действия Фанара на Украине: отражение в медиапространстве» прошла в рамках фестиваля «Вера и слово»

Митрополит Волоколамский Иларион: «Содействовать умножению добра и богозаповеданной правды» (к 75-летию Отдела внешних церковных связей) [Статья]

Архиерей посетил волынскую общину Украинской Православной Церкви, у которой накануне праздника Покрова Богородицы захватили храм

Новый храм Украинской Православной Церкви вместо захваченного раскольниками освящен в селе Боянчук

Все материалы с ключевыми словами