Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Волоколамский Иларион: Раскольническая «ПЦУ» не получила реальной самостоятельности

Митрополит Волоколамский Иларион: Раскольническая «ПЦУ» не получила реальной самостоятельности
Версия для печати
22 марта 2021 г. 10:51

Глава украинского раскола Филарет Денисенко обратился к президенту Украины В. Зеленскому с призывом запросить у Патриарха Константинопольского Варфоломея новый «томос», которым предоставлялась бы «реальная автокефалия».

Комментируя это высказывание в передаче «Церковь и мир», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион напомнил историю вопроса. Как известно, действуя вопреки канонам, Константинопольский Патриарх Варфоломей собирался дать Украинской Церкви «томос об автокефалии» (то есть документ, который свидетельствует о том, что Церковь получает полную самостоятельность и независимость). Однако Украинская Православная Церковь, объединяющая большинство жителей страны, не просила такого документа, потому что желает оставаться в каноническом единстве с Русской Православной Церковью.

«Соответственно, поскольку у Патриарха Варфоломея был заказ от тогдашнего президента Украины Порошенко, для Порошенко же это было необходимо для того, чтобы выиграть выборы (что в итоге, как мы знаем, не произошло), Константинопольскому Патриарху пришлось дать томос тем, кто его принял, а приняли его украинские раскольники», — подчеркнул владыка Иларион.

Председатель ОВЦС напомнил, что сделали это даже не все украинские раскольники: глава украинского раскола Филарет Денисенко, именующий себя «патриархом Киевским», заявил, что в действительности этим документом не предоставляется реальная самостоятельность. Так, Денисенко указал на то, что, согласно «томосу», новая церковная структура в Украине не наделяется статусом патриархата, она также оказывается в значительной степени зависимой от Константинополя — например, Константинополь является для нее высшей судебной инстанцией, и любой клирик этой «церкви» может пожаловаться на своего «архиерея» Константинопольскому Патриарху, а окончательное решение будет приниматься не в Киеве, а в Стамбуле.

«Такого нет в канонической Украинской Православной Церкви, которая обладает фактической самостоятельностью, — констатировал митрополит Волоколамский Иларион. — Никакие решения судебных инстанций Архиерейского Собора Украинской Церкви не могут оспариваться в Москве, но в Стамбуле могут оспариваться решения так называемой "Православной церкви Украины", созданной Константинополем на базе раскольников».

По мнению владыки Илариона, Филарет Денисенко указывает на изъяны данного раскольническому сообществу Украины «томоса», поскольку, по сути, оказался вне игры, лишившись возможности возглавить новую «церковь», легитимизированную Константинополем. Сейчас он называет себя главой «Киевского Патриархата».

Таким образом, на данный момент на Украине действуют два раскола, один из которых «легитимизирован» Патриархом Варфоломеем, констатировал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, подчеркнув: «Константинополь заварил на Украине такую кашу, что теперь даже самим украинцам очень трудно разобраться в том, что происходит».

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В.Р. Легойда: Церковь молится об установлении прочного и справедливого мира

А.В. Щипков: Церковь уничтожить невозможно

В Волынской области освятили новый храм Украинской Православной Церкви вместо захваченного раскольниками

Архиепископ Севастийский Феодосий: За письмом Епифания могут стоять силы, противящиеся уврачеванию раскола [Статья]

Циркулярное письмо всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви [Документы]

Польская Православная Церковь указала на недействительность хиротоний, совершенных в «ПЦУ»

А.В. Щипков: Церковь уничтожить невозможно

«Дело Максима Киника» и 4-е правило II Вселенского Собора и их значение в дискуссии о хиротониях [Статья]

Вышла в свет книга историка-византиниста П.В. Кузенкова, посвященная проблеме современных межцерковных отношений

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили взаимоотношения Константинопольского Патриархата с Русской Православной Церковью в конце XVIII века

Вклад Святейшего Патриарха Кирилла в укрепление межправославного единства на фоне вторжения Константинопольского Патриархата на Украину [Статья]

В.Р. Легойда: Церковь молится об установлении прочного и справедливого мира

Циркулярное письмо всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви [Документы]

Польская Православная Церковь указала на недействительность хиротоний, совершенных в «ПЦУ»

Архиепископ Севастийский Феодосий: За письмом Епифания могут стоять силы, противящиеся уврачеванию раскола [Статья]