Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Волоколамский Иларион: Профанация таинств представителями «ПЦУ» свидетельствует о том, что происходит внутри этой псевдоцерковной структуры

Митрополит Волоколамский Иларион: Профанация таинств представителями «ПЦУ» свидетельствует о том, что происходит внутри этой псевдоцерковной структуры
Версия для печати
2 июня 2020 г. 19:08

30 мая 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Время передачи «Церковь и мир» на канале «Россия 24». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Слава Богу, уровень заболеваемости коронавирусом в нашей стране понемногу стабилизировался. Специалисты говорят, что кривая заражения неминуемо идет вниз, а значит, будут послабления для граждан. Кому-то в этот карантин не хватало прогулок, общения, кому-то — посещений кафе и фитнес-клубов, а кому-то — похода в храм. Чего больше всего не хватало во время самоизоляции Вам?

Митрополит Иларион: Мне, конечно, больше всего не хватало общения с моими прихожанами и моими сотрудниками, потому что священнослужитель — это человек, который постоянно общается, и когда мы сейчас совершаем богослужение в пустых храмах, психологически это для нас очень тяжело. Хотя присутствие тех верующих, которые смотрят нас через камеру прямой трансляции, мы, конечно же, ощущаем. Я очень жду того момента, когда мы сможем снова совершать богослужения вместе с нашими верующими.

Если говорить о самоизоляции вообще, то мне как монаху к этому не привыкать. Мне такой образ жизни привычен, и моя монашеская келья в полной мере удовлетворяет всем моим запросам. В частности, за годы жизни я собрал достаточно большую библиотеку, и в течение этого времени имел возможность прочитать те книги, которые долгие годы стояли на полке, но не хватало возможности к ним обратиться. За моей спиной стоит собрание из 161 тома — это творения отцов Церкви на греческом языке с латинским переводом. Многие из этих томов я если не целиком, то, по крайней мере, частично за период самоизоляции одолел.

Кроме того, я старался почти ежедневно заниматься физическими упражнениями. Мы, священнослужители, вообще мало двигаемся — можно сказать, что мы ведем стоячий и сидячий образ жизни, а в период карантина и самоизоляции движения становится еще меньше. Поэтому я старался регулярно заниматься на турнике, чтобы не терять физическую форму.

Е. Грачева: Сколько раз Вы подтягиваетесь?

Митрополит Иларион: Пока что максимально я могу подтянуться десять раз, а когда служил в армии (мне было 20 лет), практически ни одного раза не мог подтянуться. Так что с тех пор появился некоторый прогресс.

Е. Грачева: Я Вас поздравляю! Владыка, в социальных сетях очень много постов различного рода, психологических и философских, о том, что вообще этот карантин и ситуация с пандемией дала человечеству, какие в этом можно увидеть плюсы. А плюсов, действительно, немало, начиная от того, что очистилась природа, в каких-то странах дикие акулы, которых давно не видели, прибились к побережью. Люди стали больше читать, проводить время с семьей, детьми. Владыка, если глобально посмотреть на то, что с нами произошло из-за этой пандемии, на что бы Вы обратили внимание и какие приобретенные привычки во время этого карантина Вы бы посоветовали людям сохранить и после выхода из самоизоляции?

Митрополит Иларион: Когда происходит нечто экстраординарное, то мы, верующие люди, говорим: Бог это попускает. Раз Бог попустил людям по всему миру такое тяжелое испытание, как эпидемия, обязательно надо спросить себя: а что Он хочет нам этим сказать? Бог каждому через эти события адресует какие-то послания. Один человек, может быть, слишком много времени уделял работе и слишком мало — семье, и Бог дал ему возможность побыть со своей семьей, исправить сложившуюся ситуацию. Кто-то, может быть, возлагал слишком много надежд на материальное богатство и не заботился о духовной жизни — Бог дал ему возможность позаботиться сейчас о духовной стороне бытия. Какой-то человек, может быть, мало думал о престарелых родственниках, о своих родителях, а Бог показал сейчас нам всем, как для нас важны близкие, какой хрупкой является и их жизнь, и наша собственная, как мы должны ценить один другого и ощущать ответственность друг за друга.

Я очень хотел бы надеяться, что чувство взаимной ответственности, которое у нас сейчас, как мне кажется, очень выросло, останется, что мы его не потеряем: будем более внимательны друг к другу, более заботливы; что в нашей шкале ценностей на первом месте будут стоять ценности духовные и семейные, то есть прежде всего наши близкие, а все остальное будет на втором или третьем месте. Весь мир уже долгие годы и долгие десятилетия живет в постоянной погоне за все новыми и новыми материальными благами. Может быть, Бог сейчас нам всем хочет сказать: остановитесь, сделайте передышку, задумайтесь о вечности. Я бы хотел, чтобы мы все услышали тихий голос Божий, который звучит через грозные события, происходящие вокруг нас.

Е. Грачева: Владыка, к другим новостям. На Украине один «священник» «Православной церкви Украины» проводил причастие через экран телевизора. Прихожане ставили хлеб и вино у себя дома, священник читал молитвы, таким образом совершалась эта «Литургия» на расстоянии. Это и есть будущее Церкви? Как Вам кажется?

Митрополит Иларион: Я думаю, что говорить об этой «церкви» как о Церкви всерьез не следует, потому что это раскольничье сборище, и хотя Константинопольский Патриарх Варфоломей попытался легитимизировать эту структуру, она от того в Церковь не превратилась. Если так называемые священники этой «церкви» совершают подобного рода обряды, это лишь свидетельствует о том, что происходит внутри самой псевдоцерковной структуры.

Представители старшего поколения, наверное, помнят так называемых «целителей»: Кашпировский и Чумак заряжали воду, а люди должны были ставить эту воду перед экранами своих телевизоров и потом как-то ей пользоваться. Все подобного рода магические практики Церковью отвергаются и осуждаются.

В данном случае всерьез воспринимать это событие, я думаю, невозможно, как невозможно всерьез воспринимать структуру, которая сейчас существует на Украине под именем «Православной церкви Украины». На Украине со времен Киевской Руси есть одна каноническая Церковь — она носит название Украинской Православной Церкви, ее возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий. Именно эта Церковь является тем спасительным Ноевым ковчегом, который ведет православных украинских верующих к Царствию Небесному.

Е. Грачева: Владыка, в нашей программе 2 мая мы говорили о том, как важно чтить в этот юбилейный год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне память тех героев. Вы говорили о том, что будете принимать участие в онлайн-акции Бессмертного полка и призывали прихожан это делать. Но нашлись те, у кого совсем другой взгляд на историю: Следственный комитет арестовал подозреваемых, которые загрузили на сайт акции Бессмертный полк фотографии Гитлера и Гиммлера, теперь им грозит лишение свободы по статье об оправдании нацизма. Владыка, у Вас вообще есть ответ на вопрос: почему эти люди глумятся над Великой Победой, каков мотив? Это просто неудачная шутка, как они теперь заявляют, или сигнал к серьезному беспокойству за молодое поколение?

Митрополит Иларион: Мне трудно поверить в то, что это неудачная шутка, потому что такими вещами не шутят. Посягательство на народные святыни недопустимо ни при каких обстоятельствах. Но я очень надеюсь, что следственные органы разберутся в этом, и к каждому из виновных будет найден индивидуальный подход. Если такое делалось по сговору, это одно, если каждый из них совершил это по собственной инициативе — другое. Нужно выяснить, какие были мотивы, и в зависимости от мотивов, наверное, нужно и принять соответствующее решение. Но одно могу сказать и, думаю, эту позицию многие из нас разделяют: подобного рода преступления не должны оставаться безнаказанными.

Е. Грачева: Владыка, вот какую новость хотелось бы попросить Вас прокомментировать как представителя Церкви. В МГУ разгорелся скандал: несколько студенток исторического и филологического факультетов обвинили преподавателей в домогательствах. Это открытое письмо наделало много шуму в Интернете, и в результате один профессор, завкафедрой на филфаке, даже уволился, признав, что отношения со студентками были, но они были добровольными. Что Вы об этом думаете, допустимы ли отношения студентов, а они уже совершеннолетние, и преподавателей, если это происходит по взаимному согласию?

Митрополит Иларион: Знаете, даже президент одной из европейских стран женат на своей бывшей учительнице — эта сфера очень деликатная, очень личная. Если речь идет о совершеннолетних лицах, то будем надеяться на то, что они отдают отчет в своих действиях. Другое дело, что у преподавателя перед учащимися есть определенные преимущества, а в некоторых случаях и возможности оказать давление. И если подобного рода ситуации возникают вследствие давления или домогательств к молодым студенткам или студентам, то нужно очень серьезно разбираться; здесь могут быть применены и административные меры воздействия со стороны вуза, а в особых случаях, если речь, например, идет не просто о домогательствах, а об изнасиловании, вступает в действие уголовное право.

Е. Грачева: Спасибо, владыка, за то, что озвучили свою позицию.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что такое неканонические евангелия, о которых так часто говорят «околоверующие» люди?

Митрополит Иларион: Неканонические евангелия — это корпус раннехристианских произведений, который в научной литературе называется апокрифами. Эти тексты имеют различное качество. Есть такие апокрифические евангелия, которые были отвергнуты Церковью — например, так называемое Евангелие детства, где рассказывается о детских годах Иисуса Христа и о том, как Он совершал различные чудеса. В тексте очень много всяких фантастических подробностей, и Церковь с самого начала распознала в нем фальшивку, поэтому это так называемое евангелие отвергла. Были и другие «евангелия», которые Церковью были отвергнуты.

А были другие апокрифические евангелия, которые фактически Церковью были приняты, но они не вошли в канон Нового Завета. Например, так называемое Протоевангелие Иакова. В этом памятнике рассказывается о рождении Девы Марии от Иоакима и Анны, о Ее детстве, о том, как Она была введена в Иерусалимский храм. Подробности из этого апокрифического памятника вошли в церковную традицию и легли в основу праздников Рождества Богородицы и Введения Пресвятой Богородицы во храм. Было еще несколько апокрифических сочинений, которые появились гораздо позже, чем ранние апокрифические Евангелия, примерно в V веке, которые повествуют об Успении Пресвятой Богородицы — они легли в основу празднования Успения Пресвятой Богородицы.

Было еще так называемое Евангелие Никодима, где говорилось о том, как Христос после Своей смерти сошел душой во ад. И это Евангелие тоже было акцептировано православной традицией: на его основе совершается богослужение Страстной седмицы, в частности, в Великую субботу. И на каноническом изображении Воскресения Христова, на иконе или фреске, мы видим Христа, Который выходит из адской бездны, держа за руки Адама, Еву и других ветхозаветных праведников. Весь этот материал тоже основан на Евангелии Никодима.

Поэтому апокрифические евангелия, как я сказал, были разные. Они были написаны в разное время, они разного качества. Некоторые из них Церковью, безусловно, отвергнуты, а некоторые приняты, но, как я сказал, не включены в канон Нового Завета, потому что Церковь никогда не ставила эти произведения на один уровень с каноническими Евангелиями. Канонические Евангелия — это абсолютно достоверные свидетельства очевидцев о событиях, которые происходили на их глазах, а апокрифические тексты — это литература другого уровня, другого жанра и, я бы выразился осторожно, другой степени достоверности.

Я заметил, что наши телезрители во время пандемии коронавируса стали активнее читать Библию, потому что стало поступать много вопросов, касающихся Библии, Евангелия. Для меня это очень приятно.

Вопрос: Почему Христос считал Иоанна любимым учеником?

Митрополит Иларион: О том, что Иоанн был любимым учеником Христа, неоднократно упоминал в своем Евангелии сам Иоанн. Конечно, мы не можем сказать, что Христос любил Иоанна больше, чем других — мы об этом не знаем. Мы просто знаем из Евангелия от Иоанна, что на Тайной вечере любимый ученик возлежал у груди Иисуса. И именно ему Петр дал знак, чтобы тот спросил у Иисуса, кто предаст Его. Все эти свидетельства содержатся в Евангелии от Иоанна. Сам евангелист свидетельствует о себе как любимом ученике. Но я думаю, что и каждый из прочих апостолов ощущал на себе любовь Господа Иисуса Христа и, наверное, мог бы то же самое написать о себе.

Если в своей духовной жизни мы соприкасаемся со Христом, то на себе ощущаем любовь Господа к каждому из нас, причем Христос любит каждого человека совершенно по-особому. Мы для Него представляем не просто какую-то массу людей — для Христа каждый человек драгоценен, для Него каждый человек интересен. Кто-то из святых отцов говорил, что даже если бы Иисусу Христу необходимо было пострадать и умереть для спасения только одного человека, Он бы и ради одного человека не пощадил Своей жизни.

Вопрос: Кто такой Мелхиседек? Что такое чин Мелхиседека?

Митрополит Иларион: Мелхиседек — это загадочная личность. О ней упоминается в библейской книге Бытия, где рассказывается о том, как патриарх Авраам после победы над четырьмя царями был встречен Мелхиседеком, царем Салимским, который был священником Бога Всевышнего и который принес в дар Аврааму хлеб и вино. Ничего больше об этом Мелхиседеке в Библии не говорится, и совершенно непонятно, каким он был священником, где вообще существовал на тот момент культ Бога Всевышнего. Поэтому с самого начала эта личность воспринималась как загадочная, и уже апостол Павел переосмыслил этот образ Мелхиседека из книги Бытия как прообраз Иисуса Христа. В своем Послании к евреям он очень подробно говорит о том, что священство Иисуса Христа было священством по чину Мелхиседека.

Здесь имеется ввиду вот что: ветхозаветное священство было наследственным, и все священники принадлежали к одному из двенадцати колен Израилевых — колену Левиину. Они приносили жертву в умилостивление Бога за грехи людей. Когда Христос Самого Себя принес в жертву за грехи людей, то, как говорит апостол Павел, жертвоприношения священников левитского поставления стали бессмысленными, ненужными. А Христос не принадлежал к колену Левиину, то есть Он не был профессиональным священником. И вот поэтому апостол Павел в послании к евреям говорит о том, что Христос стал священником по чину Мелхиседека. Царь Салимский Мелхиседек, который принес хлеб и вино в дар Аврааму, стал прообразом того священства Христа, которое реализуется в Церкви — прежде всего, в таинстве Евхаристии, где под видом хлеба и вина преподается верующим Тело и Кровь Христовы.

Я очень рад, что наших телезрителей интересуют такие вопросы. Я всем советую читать Библию и с удовольствием буду продолжать отвечать на эти вопросы.

Хотел бы закончить эту передачу цитатой из 109 псалма: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). И дальше через несколько строк псалмопевец говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Эти слова в христианской традиции воспринимаются как пророческие, говорящие об Иисусе Христе.

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Русская Православная Церковь направит населению Африки гуманитарную помощь и вакцины

В.Р. Легойда: «Не представляю, что QR-коды введут для посещения храмов» [Интервью]

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла Б.В. Корчевникову к 75-летию со дня рождения [Патриарх : Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Под видом уврачевания раскола Патриарх Варфоломей его легализовал [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл встретился с освобожденным митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном

Вышел в свет очередной номер журнала «Церковь и время»

Состоялось заседание Межрелигиозной рабочей группы по защите прав верующих от дискриминации и ксенофобии

Священный Синод призвал международное сообщество возвысить голос в защиту верующих Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea [Интервью]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие интервью

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным