Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Православная Церковь Чешских земель и Словакии и деятельность иных Православных Церквей на ее территории

Православная Церковь Чешских земель и Словакии и деятельность иных Православных Церквей на ее территории
Версия для печати
27 февраля 2020 г. 13:50

О создании Константинопольским Патриархатом параллельной юрисдикции на канонической территории Православной Церкви Чешских земель и Словакии говорится, в частности, в статье Петра Брандтнера.

Наша Православная Церковь Чешских Земель и Словакии — одна из самых младших в православном мире, однако с самого момента получения ею независимости находилась в канонически-равноправных отношениях с другими автокефальными Церквами-сестрами. Эти равноправные отношения уже составляют ее неотъемлемую традицию и константу ее самовосприятия. Эта традиция в последнее время все чаще подвергается преднамеренному неправдивому трактованию в СМИ, с трудно скрываемой целью оправдать любой ценой известные неканонические шаги, о которых Священный Синод нашей Церкви имел суждение на внеочередном заседании 17 декабря 2019 года.

Наш Священный Синод в принятом постановлении выразил каноническую позицию в отношении организации под названием «Священный Патриарший ставропигиальный монастырь Успения Пресвятой Богородицы», зарегистрированной как нецерковное юридическое лицо (общественное объединение) Чешской Республики под номером 08502374, которую возглавляет митрополит Вселенского Патриархата Арсений (Кардамакис). Священный Синод нашей Церкви при этом единогласно постановил, что образование и деятельность на ее территории монастырей и приходов других автокефальных Поместных Православных Церквей без предварительного согласия нашего Священного Синода — недопустимы.

В настоящее время на территории Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, помимо упомянутой организации, образование и действие которой Священный Синод признал неканоническими, действует подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах. Это подворье было учреждено более 40 лет назад по просьбе Первоиерарха автокефальной Чехословацкой Православной Церкви (на момент учреждения подворья действие происходило в Чехословакии, а сама наша Церковь тогда называлась, соответственно, Чехословацкой Православной Церковью) Блаженнейшего Митрополита Дорофея и Священного Синода нашей Церкви. Пользовалось оно поддержкой и всех наших последующих Предстоятелей. В свою очередь, по сложившейся традиции и на основе принципа взаимности, в Москве вот уже свыше двадцати лет действует подворье Православной Церкви Чешских Земель и Словакии.

При Московском Патриаршем Престоле аналогичные Подворья имеют также еще несколько Поместных Православных Церквей. Вообще, подобные подворья в Москве явление не новое — их аналоги существовали до русской революции, между ними было некогда и подворье Вселенского Патриархата.

Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах учреждено в 1979 году согласно пожеланию нашего Предстоятеля и Синода, но сама история присутствия Русской Православной Церкви в нашей стране восходит по меньшей мере к XIX веку. Именно тогда в курортных городах на западе современной западной Чехии были построены на деньги русских православных верующих три храма для духовного окормления православных христиан, как жертвенный знак признательности за исцеление благодаря чешским минеральным водам. Пастырская и благотворительная деятельность служивших в этих храмах клириков Русской Православной Церкви способствовала возвращению чехов в Святое Православие, а также поддерживала панславянское движение, которое сыграло столь важную роль в обретении Чехословакией государственной независимости в 1918 году.

Поэтому традиции добрых отношений православных чехов и Русской Православной Церкви имеют давнюю историю, а сами эти отношения имеют фундаментальное значение для феномена Чешского Православия. Из этой же традиции выросло и само явление автокефальной Чехословацкой Церкви, получившей самостоятельность от Церкви Русской. Поддержание и развитие отношений между нашими Церквами — в духе взаимности и равноправия — по сей день являются смыслом и важной частью повседневной деятельности подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах.

В чем для нас состоит разница между подворьем Русской Православной Церкви в Карловых Варах и общественным объединением «Священный Патриарший ставропигиальный монастырь Успения Пресвятой Богородицы»? — Разница эта очень важная и обширная: в каноничности, в духе и в целях.

Каноничность в данном случае в первую очередь определяется наличием взаимного согласия нашей Церкви и другой Поместной Православной Церкви, выраженного в канонической форме, т.е. через соответствующее решение Священного Синода нашей Церкви. С этой точки зрения Русское подворье абсолютно канонично. Что же касается странного и изначально скандального  общественного объединения, созданного Константинопольским Патриархатом, то у него таковое согласие отсутствует, ибо оно было создано без такого согласия и даже как бы тайно как от нашей иерархии, так и от нас, верующих.

Подворье Русской Православной Церкви является церковным субъектом, зарегистрированным в соответствии с Законом о Церквах и религиозных объединениях Чешской Республики и действует оно строго в его духе и рамках; общественное объединение Вселенского Патриархата, опять же, наоборот, — вопреки своему очевидному церковному началу и целям — такой регистрации не имеет и официально действует как нецерковный субъект.

Целью существования подворья Русской Православной Церкви всегда было и остается развитие добрых взаимных отношений с нашей Церковью и с неизменным уважением к ее автокефальному статусу; подворье никогда не предпринимало никаких шагов к созданию параллельной юрисдикции на нашей канонической территории, так как это противоречит целям его существования, его уставу и священным канонам, в то время как упомянутое общественное объединение Вселенского Патриархата — согласно своему уставу — нацелено именно на создание в Чехии собственной структуры. Словно действие происходит не на территории автокефальной Церкви, а в некой некрещеной стране, где нет собственной автокефальной Православной Церкви, и которая рассматривается как «страна варваров», как территория, нуждающаяся то ли в евангелизации, то ли в проповеди Православия.

Ситуация на самом деле проста и трагична. Во-первых, мы уже более чем полвека имеем собственную полноценную автокефальную Поместную Православную Церковь, признанную во всем мире. Во-вторых, нам в этом помогла Русская Православная Церковь, которая и ныне — по нашей собственной просьбе и с нашего собственного согласия — имеет в Карловых Варах представительский храм-подворье. И, в-третьих, Константинопольский Патриархат тайком от нас, через доверенных людей, вызывающих у нас недоумение, создал у нас структуру, призванную похоронить нашу автокефалию. Скажите, на чьей же стороне будут в этом вопиющем случае симпатии чехов?

Петр Брандтнер

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку Украинской Православной Церкви

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии поддержал каноническую Церковь на Украине

Иерарх Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку братии Киево-Печерской лавры

Архиепископ Пражский Михаил: Украинские власти собираются распять Церковь Христову

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье

Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины»

Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви