Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Церковь пытаются втянуть в геополитику

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Церковь пытаются втянуть в геополитику
Версия для печати
18 ноября 2019 г. 20:26

Интервью с управляющими делами Украинской Православной Церкви митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием по поводу кризисной ситуации в мировом Православии, легализации «ПЦУ» и духовных причинах раскола опубликовано на сайте Pravlife.org.

— Владыко, мы наблюдаем усугубление раскола: Александрийский Патриарх примкнул к числу поминающих «предстоятеля» раскольнической ПЦУ. Верующие встревожены, некоторые восклицают, что рушится их мир. Чего нам ожидать далее?

— С земной точки зрения ситуация действительно критична: на наших глазах пытаются легализовать раскольническую группировку. И в этой коварной затее, к прискорбию, участвуют наши братья из Поместных Церквей. Мы являемся свидетелями внедрения новых принципов экклезиологии, которых Православная Церковь еще не знала. Папство в любых видах чуждо православному сознанию. Кроме того, такое давление на православных иерархов со стороны властных структур различных государств трудно припомнить. Как-будто все в одночасье забыли, что свобода вероисповедания и невмешательство государства в религиозные дела являются одними из основных принципов демократии. Хотя здесь мы имеем дело не с забывчивостью, а с двойными стандартами: сильный «имеет право» диктовать свою волю более слабым и зависимым. Православную Церковь пытаются втянуть в свои большие геополитические планы. И кто-то из наших православных братьев воспринял эту политическую логику в ущерб сохранению единства Вселенского Православия. В результате, для многих рушится общее представление о правде, истине.

Но это взгляд человеческий, приземленный. Есть другое видение — евангельское. Вспомним историю со смоковницей, которую проклял Христос по дороге в Иерусалим: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:18-19). На смоковнице не было плодов, она была пуста, бесполезна и только вводила в заблуждение путников своей красотой.

Нечто подобное, судя по всему, происходит и в церковной жизни: внешнее благолепие, красивые и сладкие слова некоторых служителей скрывали под собой отсутствие духовных плодов, главным из которых является самозабвенная любовь ко Христу.

Проклятие смоковницы символизирует отвержение Христом тех, кто отвергает Его. Он и поныне встречает на Своем пути бесплодные смоковницы, прикрытые листьями внешнего формального благочестия, а не внутреннего, сердечного раскаяния, которые Он обличает и отсекает от Себя: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Мф. 7:21).

По поводу того, что мир рушится у некоторых… Если мир человека в основании своем имеет веру во Христа и покорность Его воле и заповедям, то он ни при каких обстоятельствах разрушиться не может. Он не то что на века, он — навеки. Разрушение мира свидетельствует о том, что не на тех ценностях этот мир построен. Нужно честно себе в таком случае признаться, что Христос не является центром нашей жизни, Ему нет в ней соответственного места, возможно, где-то в уголке и отведено местечко, так, для проформы.

В целом данная ситуация — проверка всем нам. Она демонстрирует, что каждый из нас построил: дом на камне, подобно человеку благоразумному, который слушает слова Спасителя и исполняет их, поэтому никакие ветра и бури не разрушат его дом, или дом на песке, подобно человеку безрассудному, слушающему слова Христа, но не исполняющему их, и его дом при первом же порыве ветра и наводнении будет разрушен. Так что в любой кризисной ситуации есть свои положительные стороны. Церковь самоочищается.

— Владыко, как следует относиться к примкнувшим к раскольникам?

— По-христиански. Вы думаете, что человек, предавший Христа, Церковь, людей, которые ему доверяли, хорошо и мирно себя чувствует? Сомневаюсь. Думаю, свою Голгофу (муки совести) многие из них проходят во всей полноте. Будем молиться, чтобы Господь вывел заблудших к свету.

Те, кто пошел на такой проступок или пойдет, под давлением или по своей воле, уже наказали себя, отрезав себя от Бога и Его милостей. А это самое ужасные наказание и участь. Нам же нужно только пожалеть этих несчастных безумцев. «Вражда и злопамятство уничтожают благодать Божию в человеке», — говорил прп. Нил Мироточивый.

— Среди узкого круга верующих наблюдаются панические настроения, кто-то обвиняет Священноначалие в бездействии. Что бы Вы могли ответить на это?

— К сожалению, многие не знают церковной истории. Многие осведомлены о Церкви в основном из адаптированных житий святых. В их представлении существует сусальная картинка о Церкви и Ее жизни. Но это далеко не вся история. На протяжении всего существования Церкви было большое количество сложных и даже критических ситуаций, в том числе и схизмы между разными Церквями. Проходил не один год, а порой десятилетия, столетия, прежде чем кризис был преодолен. Мы хотим, чтобы все происходило так, как мы хотим, здесь и сейчас, но все зависит не от нашего желания, а от Господа и Его воли. Все испытания нужны нам, нашей душе в первую очередь. Они всегда являются проверкой на человечность, верность, честность, мужество.

Не стоит ждать быстрых решений, не нужно рубить с плеча. Много разных людей трудится на ниве церковной дипломатии, и сложно себе даже представить, каких усилий все это стоит. Легко критиковать и обвинять других, труднее набраться терпения и работать со своими недостатками и грехами. Важно осознать: сегодняшняя борьба ведется на духовном уровне, а не на политическом. И эта борьба с диаволом, который искушает простых людей и Патриархов. Некие проигрывают в этом сражении. Обличать зло нужно и называть вещи своими именами нужно, но не менее необходимо бороться со злом в себе и не судить, не разобравшись до конца в предмете.

— Чего нам ждать далее? Что следует предпринимать верующим?

— Нужно идти за Христом, объединяться во Христе. «Не увлекайся общим потоком, но следуй по узкой стези вслед за святыми отцами», — советовал свт. Игнатий Брянчанинов. Христос — высший Путеводитель жизни. Следует заниматься внутренним самовоспитанием, не строить иллюзий относительно других людей, больше погружаться в себя, исследовать свою душу, тогда меньше будет болезненных разочарований. Сказано: «всяк же человек ложь», следовательно, справедливости нужно искать только у Бога, а не в людях. Любой человек слаб и искушаем даже на самой высокой степени духовного развития.

Блаженнейший митрополит Онуфрий практически в каждом своем интервью советует верующим уходить во внутреннюю пустыню. Когда мы освобождаем душу от духовных болезней, она становится духовной пустыней. И туда человек должен восходить умом своим: хоть и не всегда там жить, но время от времени туда заходить и творить молитву, там примиряться с Богом, там просить благодать, чтобы Господь дал силу любить ближних, даже своих врагов и ненавидящих нас. Это очень важный и ценный духовный совет. Если мы, христиане, не научимся внутренне дистанцироваться от мира, не будем предпочитать Божественное человеческому, не выстроим своих личных отношений с Богом, то мир нас поглотит со своими страстями и новостями. Учитесь внутреннему деланию — молитве! Это и есть жизнь с Богом и в Церкви.

Беседовала Наталья Горошкова

«Православная жизнь»/Патриархия.ru

 

Другие интервью

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным