17 мая 1962 года Постоянная конференция канонических православных епископов Северной и Южной Америк (SCOBA) приняла резолюцию по вопросу о так называемой «Украинской автокефальной церкви» — структуре, не имевшей даже подобия апостольского преемства, так как «хиротонии» ее членов восходили к одному самосвятскому «епископу».
В удивительно схожей ситуации находится современная Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), иерархи которой составляют значительное меньшинство в новосозданной «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Как и первоначальная УАПЦ, о которой шла речь в резолюции Постоянной конференции канонических православных епископов Северной и Южной Америк, нынешняя УАПЦ ведет свое начало от самосвятских «епископов». Эти так называемые «епископы» — не легитимные архиереи, которые были извержены из сана или перешли в раскол, а лица, лишенные даже внешних атрибутов апостольского преемства.
Текст резолюции Постоянной конференции 1962 года был опубликован в книге архимандрита Серафима Сарренси «Поиски православного церковного единства в Америке: история Православной Церкви в Северной Америке в XX веке», изданной в 1973 году.
Поскольку первоиерарх Автокефальной украинской православной церкви выполнял функции епископа в Соединенных Штатах в период между двумя мировыми войнами, не будучи при этом хиротонисан в соответствии с принципами апостольского преемства, и затем пытался получить хиротонию незаконным способом, и так как в возглавляемой им структуре активно несут служение лица, священный сан которых стал результатом его попытки получить хиротонию в то время, когда он не имел апостольского преемства, следующие соображения представляются важными:
- Некоторые общины, входящие в состав этой структуры, очевидно, даже сейчас лишены благодати Святых таинств, хотя и сохраняют внешние формы Церкви.
- Почти целое поколение окажется лишенным таинства миропомазания. Это вызывает особые сложности в отношении молодых людей, которые были или могут быть рукоположены в священный сан.
- Попытка принять любые из этих общин в лоно Церкви, в конечном счете, бросила бы тень сомнения на существование благодати священства в тех частях Церкви, которые имели бы общение в таинствах с этими общинами, а также поставила бы Церковь в очень затруднительное положение в полемике с другими структурами, например, в вопросе об общении с католиками.
В свете приведенных выше фактов Комиссия по научной работе и планированию рекомендует Постоянной конференции канонических православных епископов Северной и Южной Америк выбрать один из следующих планов действий:
(A)
Как только вышеупомянутая структура обратится к Вселенскому Патриархату с просьбой о легализации, и Архиерейская комиссия получит исповедание веры, которое будет признано удовлетворительным, особенно в том, что касается так называемой «хиротонии» Василия Липковского в 1918 г., таинства рукоположения и экклезиологии, тогда члены комиссии совершат таинство миропомазания и рукоположения над каждым клириком ходатайствующей структуры, а также совершат таинство миропомазания над как можно бóльшим числом мирян, особенно теми, кто готовится принять духовный сан.
Документы, подтверждающие вышеупомянутые действия, должны быть:
- переданы на хранение в архив Вселенского Патриархата,
- официально опубликованы и распространены среди как можно большего круга лиц в течение пяти лет.
Все эти действия должны быть совершены таким образом, чтобы вызвать одобрение членов вышеупомянутой структуры. Все необходимые меры предосторожности должны быть приняты, дабы избежать резкости или намека на недостаток любви.
(B)
В случае если ходатайствующая структура или любой из ее членов откажутся от процедуры, намеченной в параграфе (A), Постоянная конференция канонических православных епископов Северной и Южной Америк обратится к Вселенскому Патриархату и другим автокефальным Церквам с просьбой опубликовать окружное послание, в котором в общих чертах описывалась бы история Автокефальной украинской православной церкви, природа ее еретических воззрений и упоминался бы провал переговоров, предложенных выше. Данное послание должно распространяться в течение пяти лет наряду с предупреждением, дабы иерархи и верующие не были введены в заблуждение внешним соответствием этих лиц традициям Православной Церкви. Кроме того, в отношении клириков этой структуры должно вестись дело, в полном объеме или частично, вплоть до исчезновения самой структуры или ее клириков.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru