На портале «Иисус» опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, посвященный так называемому объединительному собору, открывшемуся в Киеве.
Книга Псалмов открывается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!.. Не так – нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли» (Пс. 1:1–2, 4).
Проходят века, а слова древнего Псалмопевца не теряют актуальности. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 88 воздержались от участия в «объединительном соборе», направленном на разрушение канонической Церкви и создание вместо нее некоей новой церковной структуры с сильной степенью зависимости от Константинопольского Патриархата. И лишь двое отправились на «совет нечестивых».
В истории Церкви были соборы Вселенские, были Поместные. А были соборы, которые вошли в историю как «разбойничьи». Разумеется, они не имели такого названия в тот момент, когда проводились. И по внешнему виду, и по составу участников они могли не отличаться от обычных соборов. Но Церковь постфактум отвергала их решения, анафематствовала их участников, а самим этим собраниям присваивала наименование «разбойничьих» или иные уничижительные наименования.
Так, в частности, произошло с собором 449 года. На нем присутствовало 127 епископов, но спустя два года он был осужден на Четвертом Вселенском Соборе как разбойничий, причем среди архиереев, подписавших это осуждение, было немало тех, кто участвовал в разбойничьем соборе.
Похожую судьбу имел Ферраро-Флорентийский собор 1439 года, на котором Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, а уже спустя три года Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский признали этот собор «грязным», «антиканоническим» и «тираническим». Впоследствии и Константинопольскому Патриарху пришлось отказаться от унии. Но в период его пребывания в унии он успел осуществить одно важное деяние – создать в Киеве митрополию, отдельную от Московской. Эта митрополия просуществовала около 200 лет и в 1686 году была воссоединена с Русской Церковью, к тому времени имевшей общепризнанный статус Патриархата.
Уместно вспомнить и обновленческий «собор» 1923 года, проходивший в Москве под пристальным взором ГПУ и при его прямой поддержке. «Собор» был созван с целью ликвидации канонической Церкви, возглавляемой святым Патриархом Тихоном, и создания вместо нее новой церковной структуры. «Собор» был весьма представительным: согласно отчету сотрудника ГПУ Е.А. Тучкова, курировавшего его проведение, в нем приняло участие около 500 человек, в том числе 67 архиереев. Почетным председателем собора был избран «митрополит Московский» Антонин Грановский, председателем — «митрополит Сибирский» Петр Блинов. Оба — лжеархиереи, находившиеся в расколе. Константинопольский Патриархат в лице своего представителя архимандрита Василия (Димопуло) поддержал этот лжесобор.
Происходящее сегодня в Киеве удивительным образом напоминает то, что 95 лет назад происходило в Москве. И там, и тут — ярко выраженная поддержка Константинополя. И там, и тут — активная поддержка государственной власти. И там, и тут — кураторы от властей (там был Тучков, здесь — Павленко). Только теперь из Константинополя прибыл не архимандрит, а митрополит, а вместо ГПУ действует СБУ, которое попыталось обеспечить явку некоторых архиереев. Одного даже похитили и насильственно доставили в Киев, но он все-таки не пошел на «совет нечестивых».
Участие двух архиереев от канонической Церкви в мероприятии, направленном на ее разрушение, конечно, не может не огорчать. Но не будем забывать, что среди 12 апостолов был один Иуда. Если бы апостолов было 90, можно было бы ожидать, что Иуд окажется 6 или 7, а не двое.
Впечатляют фотографии с «собора». Филарет Денисенко, только недавно заявлявший, что он патриархом был и останется до смерти, сидит без патриаршего куколя, но и без митрополичьего клобука, с обнаженной головой. Остальные — в скуфьях. Как будто не собор проводят, а какую-то тайную сходку. Один из канонических архиереев прибыл в фиолетовом подряснике с накинутой поверх него черной пелеринкой. Экстравагантность нарядов лишь подчеркивает заведомо нелигитимный характер сборища.
Ни одна Поместная Церковь не направила приветствия этому сборищу, как ни одна не поддержала действий Патриарха Варфоломея по его подготовке на протяжении всего подготовительного периода. Утром украинские СМИ опубликовали информацию о прибытии в Киев самого Патриарха Варфоломея, днем эта информация была опровергнута Фанаром.
Каким бы ни был исход «собора», кого бы ни избрали главой создаваемой структуры, уже сейчас очевидно: план Патриарха Варфоломея провалился, склонить каноническую Украинскую Церковь к участию в создании новой структуры не удалось, епископат (за исключением двух предателей) проявил единодушие, стойкость и мужество.
Судьба сегодняшнего «лжесобора» повторит судьбу других подобных сборищ, имевших место в истории. Его участники будут стерты из исторической памяти Церкви, «как прах, возметаемый ветром с лица земли». А Церковь каноническая, несмотря на оказываемое на нее давление, несмотря на похищения архиереев, вызовы в СБУ священников, захваты храмов, угрозы отчуждения церковного имущества у крупнейших монастырей, стояла и будет стоять. «И врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru