Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия

Митрополит Волоколамский Иларион: Более половины всей совокупности православных верующих мира не находятся в общении с Константинопольским Патриархатом

Митрополит Волоколамский Иларион: Более половины всей совокупности православных верующих мира не находятся в общении с Константинопольским Патриархатом
Версия для печати
6 ноября 2018 г. 20:11

В интервью итальянскому агентству SIR председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал о ситуации, которая сложилась в связи с антиканоническими шагами Константинопольского Патриархата, из-за которых Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным продолжение евхаристического общения с ним.

— Расскажите, пожалуйста, об атмосфере, в которой проходило заседание Священного Синода в Минске, и о том, с какими чувствами было принято решение о прекращении евхаристического общения с Константинополем.

— В Заявлении, с которым Священный Синод Русской Православной Церкви выступил 15 октября, говорится: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами». Упоминание о великой скорби — не просто словесная фигура: решение было очень тяжелым, но, к сожалению, последние шаги Константинополя не оставили нам иного выбора.

Мы не закрывали двери для диалога. В конце августа с целью братского обсуждения складывавшейся ситуации с Патриархом Константинопольским Варфоломеем Стамбул посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Наш Синод призывал и продолжает призывать к общеправославному рассмотрению имеющихся вопросов. Такие же предложения, кстати, прозвучали и из других Церквей. Но Константинополь, следуя продвигаемой им теперь теории о некоем особом статусе Патриарха Константинопольского, сравнимом со статусом Папы Римского в мире католическом, отверг все призывы к соборному решению проблем и своими действиями разрушил единство мирового Православия.

— Правильно ли говорить о «расколе»? И какое значение он может иметь для будущего межправославных отношений?

— Константинопольский Патриархат сам идентифицировал себя с расколом после признания раскольнических структур на Украине, после решения продвигать проект «дарования автокефалии» украинским верующим, а значит, создать параллельную структуру на территории канонической Церкви, которая в самые трудные времена была со своим народом. И решением о невозможности продолжения евхаристического общения с Константинополем Синод Русской Православной Церкви лишь констатировал этот по-настоящему трагический факт.

Возникшее теперь разделение не может не отразиться на всем мировом Православии. Как отметил Патриарх Сербский Ириней, последние решения Константинопольского Патриархата не только ведут к углублению раскола на канонической территории Украинской Православной Церкви, но и открывают возможность появления новых расколов в других Поместных Церквах. Ведь теперь раскольникам показали путь «легализации» их статуса, не требующий покаяния в раскольнических действиях и возвращения в Церковь, от которой они отпали.

Кроме того, разрушены складывавшиеся на протяжении длительного механизмы межправославного диалога и взаимодействия. Поскольку все Поместные Православные Церкви равны в своем достоинстве, то первый по чести Константинопольский Патриархат выступал координатором межправославной активности. Теперь же, когда более половины из всей совокупности православных верующих мира не находятся с ним в общении, Константинополь утратил эту роль.

— Украина — страна конфликтов. Насколько тягостным будет разделение церквей? Считаете ли Вы, что мирная жизнь поставлена под угрозу, если говорить об имуществе — храмах и монастырях?

— Попытки государственных властей Украины переформатировать религиозную ситуацию вопреки мнению большинства верующих чреваты тяжелейшими последствиями для гражданского мира в стране, и так раздираемой противостоянием. Вера касается сердец человеческих, и именно по сердцам и душам хотят провести разделение те, кто, вмешиваясь в церковные дела, ради собственных интересов пытаются навязать всем идею легализации раскола и создания новой церковной структуры.

И до того приходы канонической Церкви регулярно подвергались нападениям вандалов, захватывались храмы, а решения об их возвращении игнорировались. Но сейчас раскольники открыто претендуют на великие святыни этой земли. Вспомним, на днях синод раскольнического «Киевского патриархата» добавил к титулу Филарета Денисенко именование священноархимандрита Киево-Печерской и Почаевской лавр. Но ведь эти древние православные обители, священные для миллионов православных украинцев, не находятся в его подчинении. Они принадлежат к канонической Украинской Православной Церкви. Значит, это способ обозначить свои претензии на владение крупнейшими монастырями Украины. Возникает вопрос: кого он собирается туда поселить? Ведь сейчас в каждом из этих монастырей Украинской Церкви монахов больше, чем у Филарета по всей Украине. Монашество — это подвиг, а идти на жертвы ради раскола никто не готов.

Глава украинского государства заявлял, что никакого передела церковной собственности не будет. Верится в это с трудом. Министерство культуры этой страны уже сейчас проводит «инвентаризацию» храмов, которые находятся в пользовании Украинской Православной Церкви, звучат заявления о намерении пересмотреть все документы, на основании которых Церковь пользуется храмами. А министр иностранных дел Павел Климкин утверждает, что «Московскому Патриархату вообще нечего делать в Украине». Кроме того, в Верховной Раде остаются на рассмотрении дискриминационные законопроекты, практически легализующие рейдерство в отношении общин Украинской Православной Церкви, предусматривающие установление контроля за церковной жизнью и даже насильственное переименование канонической Церкви. Председатель украинского парламента Андрей Парубий на днях высказал свое отношение к канонической Украинской Православной Церкви, заявив, что «это не Церковь».

С сожалением приходится констатировать, что обострению религиозной ситуации на Украине способствует Константинополь, принявший решение о легализации украинских раскольников. То, что он сопроводил свои беззаконные деяния лицемерным призывом воздержаться от насилия, недавно Патриарх Сербский Ириней метко назвал «закрытием глаз перед легко предсказуемыми последствиями собственных поступков и пилатовским умыванием рук».

— Являемся ли мы свидетелями необратимого процесса? Или же есть условия для того, чтобы вернуться к единству?

— Вернуться к единству — именно то, чего мы желаем. Условия, конечно, есть — для этого надо просто вернуться к тем нормам церковного устройства, которым Православная Церковь следовала на протяжении многих веков, и не пытаться усвоить Вселенскому Патриарху сверхъюрисдикционную власть отменять решения Вселенских Соборов, вторгаться в границы иных Церквей. Очень хочется надеяться на лучшее.

— Каковы могут быть последствия «раскола» для межконфессионального диалога? Что сказал Вам Папа Франциск в Риме? Обеспокоен ли он происходящим?

— Конечно, разрыв общения с Константинопольским Патриархатом не может не сказаться на межхристианском диалоге. Напомню, что решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 сентября этого года представители Московского Патриархата больше не могут участвовать в диалогах с другими христианскими Церквами и общинами, который предусматривают сопредседательство представителей Константинополя. Это касается, в том числе, и участия в работе Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью.

В Риме я сообщил об этом решении Папе Франциску и председателю Папского совета по содействию христианскому единству кардиналу Курту Коху, который является сопредседателем Смешанной комиссии с католической стороны. Они оба выразили глубокую озабоченность сложившейся ситуацией. Всем ясно, что без участия Русской Православной Церкви, численно представляющей половину православного мира, православно-католический диалог во многом теряет смысл.

Естественно, двусторонние отношения Московского Патриархата с Римско-Католической Церковью и другими христианскими исповеданиями будут и дальше развиваться и, возможно, их тематика станет более широкой.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Версия: английская

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл встретился с освобожденным митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном

Вышел в свет очередной номер журнала «Церковь и время»

Состоялось заседание Межрелигиозной рабочей группы по защите прав верующих от дискриминации и ксенофобии

Священный Синод призвал международное сообщество возвысить голос в защиту верующих Украинской Православной Церкви

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль Русской Православной Церкви на международной арене

Митрополит Волоколамский Иларион: Сила Европы должна заключаться в нравственном стержне европейского общества [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: От руководства Украины мы ожидаем невмешательства во внутреннюю жизнь Церкви [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

В.Р. Легойда: Для западных СМИ не существует фактов гонений на Украинскую Православную Церковь вне зависимости от их масштабности и жестокости

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Профессор Томас Бремер: Свобода вероисповедания предусматривает невмешательство государства в церковные дела

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль Русской Православной Церкви на международной арене

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea [Интервью]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»

Иерарх Маланкарской Церкви Индии о захвате кафедрального собора в Черкассах: «Наши искренние молитвы и солидарность с Украинской Православной Церковью, особенно с митрополитом Феодосием, духовенством и верующими, которые переживают такие испытания»

Представитель Эфиопской Патриархии о захвате кафедрального собора в Черкассах: «Выражаем Украинской Православной Церкви самое глубокое сочувствие и искреннюю солидарность»

Католикос Арам I направил письмо поддержки Предстоятелю Русской Православной Церкви

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие интервью

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным